Шаманизм — одна из древнейших форм религии, он базируется на вере в существование духов и одушевленность всей природы. Предположительно, свое название термин берет от тунгусского слова «саман», что означает «возбужденный, исступленный человек».
Центральный персонаж шаманизма — шаман. Он выступает посредником между человеческим и потусторонним мирами. Общение с духами (камлание) происходит в состоянии транса. Многие исследователи религиозных воззрений обских угров сходятся во мнении, что вера в богов в них занимает важное, но не главенствующее место, потому что к ним обращаются редко. Угры считают, что ближе находится мир духов, — они выступают связующим звеном между богами и людьми.
Ни одна религия не обходится без атрибутов культа, шаманизм не исключение. Основной инструмент шамана — бубен. Это своего рода материальный проводник, с его помощью владелец погружается в состояние измененного сознания и призывает духов. В культуре хантов бубен представляется как птица, олень или даже лодка, на которой душа перемещается между мирами.
Шаманский бубен в музеях считается редким предметом и зачастую представлен в единичном экземпляре, в отличие от многих повседневных предметов. В этнографической коллекции Музея реки Обь бубен появился в 2009 году — его передала Фаина Кисаева.
Бубен состоит из кожаной мембраны и деревянного обода. Северные народы в качестве мембраны использовали кожу лося или оленя. При обтяжке следили, чтобы влажная кожа не была сильно натянута: считалось, что она должна немного провисать при горизонтальном положении инструмента. Когда мембрана высыхала, она натягивалась. Позже натяжку мембраны на готовом бубне регулировали просто — подносили инструмент к огню. У шаманских бубнов обских угров рисунков на обтяжке нет, а у соседних народов они встречаются.
С внутренней стороны бубна обычно крепится ручка в виде естественной развилки дерева — двурогой рогатины — либо двух скрепленных палок. Вспомогательный инструмент для шаманского бубна — колотушка, деревянная вытянутая лопатка. В Музее реки Обь представлена хантыйская колотушка, обтянутая мехом оленя.
Центральный персонаж шаманизма — шаман. Он выступает посредником между человеческим и потусторонним мирами. Общение с духами (камлание) происходит в состоянии транса. Многие исследователи религиозных воззрений обских угров сходятся во мнении, что вера в богов в них занимает важное, но не главенствующее место, потому что к ним обращаются редко. Угры считают, что ближе находится мир духов, — они выступают связующим звеном между богами и людьми.
Ни одна религия не обходится без атрибутов культа, шаманизм не исключение. Основной инструмент шамана — бубен. Это своего рода материальный проводник, с его помощью владелец погружается в состояние измененного сознания и призывает духов. В культуре хантов бубен представляется как птица, олень или даже лодка, на которой душа перемещается между мирами.
Шаманский бубен в музеях считается редким предметом и зачастую представлен в единичном экземпляре, в отличие от многих повседневных предметов. В этнографической коллекции Музея реки Обь бубен появился в 2009 году — его передала Фаина Кисаева.
Бубен состоит из кожаной мембраны и деревянного обода. Северные народы в качестве мембраны использовали кожу лося или оленя. При обтяжке следили, чтобы влажная кожа не была сильно натянута: считалось, что она должна немного провисать при горизонтальном положении инструмента. Когда мембрана высыхала, она натягивалась. Позже натяжку мембраны на готовом бубне регулировали просто — подносили инструмент к огню. У шаманских бубнов обских угров рисунков на обтяжке нет, а у соседних народов они встречаются.
С внутренней стороны бубна обычно крепится ручка в виде естественной развилки дерева — двурогой рогатины — либо двух скрепленных палок. Вспомогательный инструмент для шаманского бубна — колотушка, деревянная вытянутая лопатка. В Музее реки Обь представлена хантыйская колотушка, обтянутая мехом оленя.