Во время раскопок на территории Нефтеюганского района археологи находят артефакты, которые свидетельствуют о напряженных боях в этих местах в VIII–IX веке. Например, городища тех лет сооружали с мощной и продуманной системой обороны: вероятно, салымцы защищались от нападения других племен.
В XIII–XVI веках ситуация еще больше накалялась. В селениях постепенно происходило смещение в социальной иерархии от старейшин к воинам. На передний план выходила знать — князь («хозяин», «богатырь») и его дружина. Основной обязанностью князя была защита своих территорий от набегов соседних общин. Свидетельств, которые бы говорили о хозяйственной деятельности князя или его воинов-богатырей, не сохранилось. Они часто вступали в военные конфликты с соседями, собирали дань с завоеванных родов, присваивая себе их имущество.
Знать превосходила богатством остальные сословия. Они владели поселениями, домами, стадами оленей, сосредоточили в своих руках привозные украшения, ткани, доспехи и вооружение. О правителях народ слагал легенды, наделяя их полумифическими чертами. Например, князь Ай-ега-ики, который возглавлял Малосалымское княжество, остался в фольклоре салымских хантов как прародитель и древний вождь. Ханты поклонялись ему как священному духу, устраивали святилища и подносили дары идолам, носящим имя князя.
О богатстве князей говорят и захоронения с дорогими вещами, которые мог позволить себе только зажиточный человек. Например, при раскопках могильника Усть-Балык в одном из захоронений были найдены фрагменты кольчуги из железа, сплетенной в XV веке в технике «4 в 1». По этому методу каждое кольцо кольчуги соединялось с четырьмя соседними. Рядовой общинник не мог позволить себе такие доспехи: изделия из металла стоили очень дорого, и, чтобы приобрести такую кольчугу, нужно было отдать большое количество пушнины. Исследователи сделали вывод, что погребение принадлежало человеку знатного происхождения. Салымцы считали, что кольчуга, погребенная вместе с владельцем, могла обеспечить князю такое же главенствующее положение в потустороннем мире, какое он занимал в мире людей.
В XIII–XVI веках ситуация еще больше накалялась. В селениях постепенно происходило смещение в социальной иерархии от старейшин к воинам. На передний план выходила знать — князь («хозяин», «богатырь») и его дружина. Основной обязанностью князя была защита своих территорий от набегов соседних общин. Свидетельств, которые бы говорили о хозяйственной деятельности князя или его воинов-богатырей, не сохранилось. Они часто вступали в военные конфликты с соседями, собирали дань с завоеванных родов, присваивая себе их имущество.
Знать превосходила богатством остальные сословия. Они владели поселениями, домами, стадами оленей, сосредоточили в своих руках привозные украшения, ткани, доспехи и вооружение. О правителях народ слагал легенды, наделяя их полумифическими чертами. Например, князь Ай-ега-ики, который возглавлял Малосалымское княжество, остался в фольклоре салымских хантов как прародитель и древний вождь. Ханты поклонялись ему как священному духу, устраивали святилища и подносили дары идолам, носящим имя князя.
О богатстве князей говорят и захоронения с дорогими вещами, которые мог позволить себе только зажиточный человек. Например, при раскопках могильника Усть-Балык в одном из захоронений были найдены фрагменты кольчуги из железа, сплетенной в XV веке в технике «4 в 1». По этому методу каждое кольцо кольчуги соединялось с четырьмя соседними. Рядовой общинник не мог позволить себе такие доспехи: изделия из металла стоили очень дорого, и, чтобы приобрести такую кольчугу, нужно было отдать большое количество пушнины. Исследователи сделали вывод, что погребение принадлежало человеку знатного происхождения. Салымцы считали, что кольчуга, погребенная вместе с владельцем, могла обеспечить князю такое же главенствующее положение в потустороннем мире, какое он занимал в мире людей.