У северных народов считалось, что звон металла отпугивает злых духов, поэтому звенящие украшения носили часто, особенно шаманы, женщины и дети. Эти изделия состояли из нескольких элементов или имели подвески, которые при ходьбе издавали гремящий звук.
Шумящие подвески из коллекции музея появились в средневековом периоде и относятся к кинтусовской культуре. Кинтусовской культурой называют комплекс находок, датированный IX–XIII веками нашей эры. Памятник этого периода известен историкам как Кинтусовский могильник — впервые его исследовали в 1911 году. Сейчас он переименован и называется «Ансамбль Кинтусовское 4». Памятник включает в себя селище, городище, кладбище и святилище, которые хоть и датируются разными периодами, но располагаются на одной территории.
Украшения, найденные в могильнике, отличаются художественной выразительностью, поэтому археологи предполагают, что их изготовили мастера Волжской Булгарии. Работа с металлом — одно из древних ремесел булгарского народа. Ученые отмечают, что волжские мастера владели практически всем арсеналом ювелирного искусства той поры, что и прославило их на весь мир. Произведения булгарского искусства вывозили в Прибалтику, Западную Европу, в страны Ближнего и Среднего Востока, продавали их в Сибири и Южном Приуралье. Состоятельные жители Западной Сибири обменивали пушнину на изысканные украшения признанных мастеров.
Щиток бронзовой подвески из нефтеюганской коллекции орнаментирован в центре узором из металлических жемчужин (перлов) в виде пирамидки. Перлы окаймлены имитацией витого шнура. Таким же кантом оформлен внешний край щитка. Вверху щитка расположена петелька, а снизу к нему крепятся цепочки из шести звеньев. Одна из трех цепочек утеряна. Возможно, в погребение украшение попало уже в таком состоянии. Существует древняя традиция, согласно которой предметы сознательно портили перед тем, как похоронить вместе с человеком. Делали это для того, чтобы в другом мире изделия могли принять свой «настоящий» вид и служить усопшему так же, как это было в мире живых.
Шумящие подвески из коллекции музея появились в средневековом периоде и относятся к кинтусовской культуре. Кинтусовской культурой называют комплекс находок, датированный IX–XIII веками нашей эры. Памятник этого периода известен историкам как Кинтусовский могильник — впервые его исследовали в 1911 году. Сейчас он переименован и называется «Ансамбль Кинтусовское 4». Памятник включает в себя селище, городище, кладбище и святилище, которые хоть и датируются разными периодами, но располагаются на одной территории.
Украшения, найденные в могильнике, отличаются художественной выразительностью, поэтому археологи предполагают, что их изготовили мастера Волжской Булгарии. Работа с металлом — одно из древних ремесел булгарского народа. Ученые отмечают, что волжские мастера владели практически всем арсеналом ювелирного искусства той поры, что и прославило их на весь мир. Произведения булгарского искусства вывозили в Прибалтику, Западную Европу, в страны Ближнего и Среднего Востока, продавали их в Сибири и Южном Приуралье. Состоятельные жители Западной Сибири обменивали пушнину на изысканные украшения признанных мастеров.
Щиток бронзовой подвески из нефтеюганской коллекции орнаментирован в центре узором из металлических жемчужин (перлов) в виде пирамидки. Перлы окаймлены имитацией витого шнура. Таким же кантом оформлен внешний край щитка. Вверху щитка расположена петелька, а снизу к нему крепятся цепочки из шести звеньев. Одна из трех цепочек утеряна. Возможно, в погребение украшение попало уже в таком состоянии. Существует древняя традиция, согласно которой предметы сознательно портили перед тем, как похоронить вместе с человеком. Делали это для того, чтобы в другом мире изделия могли принять свой «настоящий» вид и служить усопшему так же, как это было в мире живых.