Бубен шамана — деревянный инструмент, обтянутый хорошо выделанной кожей. По наблюдениям этнографа Глафиры Василевич, бубны западных эвенков имели яйцевидную форму, а бубны восточных — круглую или только слегка яйцевидную. Инструменты несли многоплановую семантическую нагрузку: символизировали Вселенную, были вместилищем шаманских духов-помощников и духа верховного божества и хозяйки земли Энекан Буга.
Шаман использовал бубен во время песен, танцев и проведения различных ритуалов — для него он был верным спутником и проводником в другие миры. Бубен зачастую являлся отражением жизненной энергии шамана, поэтому за сохранностью инструмента внимательно следили. Считалось, что если бубен порвется, то шаман может умереть. После смерти шамана его бубен разрезали, как и все другие вещи, и клали на могилу. За всю жизнь шаман мог иметь не один, а несколько бубнов, но не одновременно.
Для изготовления этого ритуального инструмента выбирали особую древесину — не каждое дерево могло быть пригодным для службы шаману, а только избранное духами. Обечайку, то есть обруч бубна, делали из древесины кедра — конкретно из той части ствола, что была обращена к югу. Вдоль обруча располагали «ушки» — по уровню могущества шамана. Чем сильнее он по духу, тем больше «ушек» было на бубне. Эти резонаторные выпуклости на обруче придавали инструменту слегка волнистый контур и служили символическим изображением клыков животного, что добавляло шаману сил.
Для обтяжки бубнов ровдугой — сыромятной кожей — использовали жилы, расположенные вдоль шейного позвоночника оленя или лося, — из них получались прочные нити. Крестовину внутри бубна изготавливали из прочного дерева или металла.
Также бубны украшали росписью, которую наносили природными красками, имеющими свою символику. Самым распространенным изображением на лицевой стороне инструмента было мироздание и его деление на верхний, средний и нижний миры. На иных изображениях — дерево с ветвями, на которых висят люльки, символизирующие человеческие жизни. Такое же дерево, обращенное корнями вверх, означало потусторонний мир.
Чтобы звук бубна был мощнее, во время камланий — общения с духами — инструмент нагревали у огня. Это мог делать как сам шаман, так и его помощник.
Шаман использовал бубен во время песен, танцев и проведения различных ритуалов — для него он был верным спутником и проводником в другие миры. Бубен зачастую являлся отражением жизненной энергии шамана, поэтому за сохранностью инструмента внимательно следили. Считалось, что если бубен порвется, то шаман может умереть. После смерти шамана его бубен разрезали, как и все другие вещи, и клали на могилу. За всю жизнь шаман мог иметь не один, а несколько бубнов, но не одновременно.
Для изготовления этого ритуального инструмента выбирали особую древесину — не каждое дерево могло быть пригодным для службы шаману, а только избранное духами. Обечайку, то есть обруч бубна, делали из древесины кедра — конкретно из той части ствола, что была обращена к югу. Вдоль обруча располагали «ушки» — по уровню могущества шамана. Чем сильнее он по духу, тем больше «ушек» было на бубне. Эти резонаторные выпуклости на обруче придавали инструменту слегка волнистый контур и служили символическим изображением клыков животного, что добавляло шаману сил.
Для обтяжки бубнов ровдугой — сыромятной кожей — использовали жилы, расположенные вдоль шейного позвоночника оленя или лося, — из них получались прочные нити. Крестовину внутри бубна изготавливали из прочного дерева или металла.
Также бубны украшали росписью, которую наносили природными красками, имеющими свою символику. Самым распространенным изображением на лицевой стороне инструмента было мироздание и его деление на верхний, средний и нижний миры. На иных изображениях — дерево с ветвями, на которых висят люльки, символизирующие человеческие жизни. Такое же дерево, обращенное корнями вверх, означало потусторонний мир.
Чтобы звук бубна был мощнее, во время камланий — общения с духами — инструмент нагревали у огня. Это мог делать как сам шаман, так и его помощник.