Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей Енисея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Шаманский бубен

Время создания
XIX век
Место создания
Енисейский район
Размер
68х68х17 см
Техника
дерево, металл, ровдуга (кожа), нитки из сухожилий
Выставка
3
Открыть в приложении
#1
Шаманский бубен
#2
Бубен шамана — деревянный инструмент, обтянутый хорошо выделанной кожей. По наблюдениям этнографа Глафиры Василевич, бубны западных эвенков имели яйцевидную форму, а бубны восточных — круглую или только слегка яйцевидную. Инструменты несли многоплановую семантическую нагрузку: символизировали Вселенную, были вместилищем шаманских духов-помощников и духа верховного божества и хозяйки земли Энекан Буга. 

Шаман использовал бубен во время песен, танцев и проведения различных ритуалов — для него он был верным спутником и проводником в другие миры. Бубен зачастую являлся отражением жизненной энергии шамана, поэтому за сохранностью инструмента внимательно следили. Считалось, что если бубен порвется, то шаман может умереть. После смерти шамана его бубен разрезали, как и все другие вещи, и клали на могилу. За всю жизнь шаман мог иметь не один, а несколько бубнов, но не одновременно. 

Для изготовления этого ритуального инструмента выбирали особую древесину — не каждое дерево могло быть пригодным для службы шаману, а только избранное духами. Обечайку, то есть обруч бубна, делали из древесины кедра — конкретно из той части ствола, что была обращена к югу. Вдоль обруча располагали «ушки» — по уровню могущества шамана. Чем сильнее он по духу, тем больше «ушек» было на бубне. Эти резонаторные выпуклости на обруче придавали инструменту слегка волнистый контур и служили символическим изображением клыков животного, что добавляло шаману сил.
Для обтяжки бубнов ровдугой — сыромятной кожей — использовали жилы, расположенные вдоль шейного позвоночника оленя или лося, — из них получались прочные нити. Крестовину внутри бубна изготавливали из прочного дерева или металла. 

Также бубны украшали росписью, которую наносили природными красками, имеющими свою символику. Самым распространенным изображением на лицевой стороне инструмента было мироздание и его деление на верхний, средний и нижний миры. На иных изображениях — дерево с ветвями, на которых висят люльки, символизирующие человеческие жизни. Такое же дерево, обращенное корнями вверх, означало потусторонний мир. 

Чтобы звук бубна был мощнее, во время камланий — общения с духами — инструмент нагревали у огня. Это мог делать как сам шаман, так и его помощник. 
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Шаманский бубен

Время создания
XIX век
Место создания
Енисейский район
Размер
68х68х17 см
Техника
дерево, металл, ровдуга (кожа), нитки из сухожилий
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%