Береста, или верхний слой березовой коры — уникальный материал, из которого веками на Руси делали посуду, обувь, лодки, ею крыли крыши и использовали для письма. Береста играла большую роль и в домашнем хозяйстве остяков. Из нее изготавливали посуду, кузова для ягод, детские люльки и многие другие предметы быта. Береста, сшитая в свертываемое полотнище, служила непромокаемым материалом — ее использовали в погребальных обрядах. Кору, разделенную на тонкие слои, применяли для оклейки предметов, чтобы предохранять их от сырости.
В старину за неимением котлов воду кипятили в особо устроенных корзинах — коробках без крышки с овальными боками, белой стороной бересты наружу. Старые корзинки, уже отслужившие свой век, использовали для кормления собак.
Бересту снимали три раза в год: весной, когда она легче отстает от луба (подкорья), в начале июня и осенью, когда опадают листья. Заготовкой коры для утвари занимались женщины. Берестяные изделия украшали всевозможными узорами. Для их нанесения существовало порядка девяти различных технических приемов: тиснение, ажурная резьба, аппликация, мозаика, накалывание, нанесение узора штампом и другие. Почти всеми приемами орнаментации владела женщина, но штампованные узоры на бересту наносил мужчина. При работе с берестой, для сшивания узора и изделия пользовались ножом и иглой.
Отправляясь на охоту, каждый остяк относил к месту жертвоприношения духу длинный черный халат, похожий на одежду шамана, и куколку, сшитую из черных лоскутков. Также для подношений остяки пекли в особой посуде пресный хлеб. Этот хлеб вместе с кусочком масла, сахаром и сушеной рыбой клали в берестяную корзинку и оставляли в лесу у почитаемого ими священного дерева, делая пять и более выстрелов в воздух холостыми зарядами. Еще несколько дробинок остяк оставлял у дерева в честь духа и, высоко подняв голову, говорил: «Унху, храни, чтобы я мимо не попадал. Ты должен исполнить мою просьбу. Я же исполнил твое приказание». Если остяку приходилось пить вино в лесу под священным деревом, то первую рюмку он всегда выливал под дерево.
В старину за неимением котлов воду кипятили в особо устроенных корзинах — коробках без крышки с овальными боками, белой стороной бересты наружу. Старые корзинки, уже отслужившие свой век, использовали для кормления собак.
Бересту снимали три раза в год: весной, когда она легче отстает от луба (подкорья), в начале июня и осенью, когда опадают листья. Заготовкой коры для утвари занимались женщины. Берестяные изделия украшали всевозможными узорами. Для их нанесения существовало порядка девяти различных технических приемов: тиснение, ажурная резьба, аппликация, мозаика, накалывание, нанесение узора штампом и другие. Почти всеми приемами орнаментации владела женщина, но штампованные узоры на бересту наносил мужчина. При работе с берестой, для сшивания узора и изделия пользовались ножом и иглой.
Отправляясь на охоту, каждый остяк относил к месту жертвоприношения духу длинный черный халат, похожий на одежду шамана, и куколку, сшитую из черных лоскутков. Также для подношений остяки пекли в особой посуде пресный хлеб. Этот хлеб вместе с кусочком масла, сахаром и сушеной рыбой клали в берестяную корзинку и оставляли в лесу у почитаемого ими священного дерева, делая пять и более выстрелов в воздух холостыми зарядами. Еще несколько дробинок остяк оставлял у дерева в честь духа и, высоко подняв голову, говорил: «Унху, храни, чтобы я мимо не попадал. Ты должен исполнить мою просьбу. Я же исполнил твое приказание». Если остяку приходилось пить вино в лесу под священным деревом, то первую рюмку он всегда выливал под дерево.