Шалыг — шорский культовый предмет. Он представляет собой плоскую антропоморфную фигурку, вырезанную из дерева. Голова круглая с многоугольным навершием. Нос длинный, прямой, брови отходят от верхнего края носа под острым углом. Глаза треугольной формы. Живот выпуклый, овальный, вырезан от нижнего края носа в длину всей фигурки. Руки — длиной до середины туловища, с округлыми оконечностями. Между ног — полуовальная выемка. Ступни не обозначены, одна нога короче другой. Длина изделия — около 44 см. Доставлен в музей в середине 1920-х годов кузнецким краеведом Георгием Степановичем Блынским из района Горной Шории.
Шалыг почитался как дух охоты и её покровитель. В течение года хранился в сарае, перед началом большой охоты заносился в юрту и ему приносились подношения — чаша толкана (ячменной муки с молоком), а сама фигурка кропилась аракой (самогоном).
Период большой охоты — важное событие в жизни всего шорского рода (сеока). От её результатов зависело жизненное благополучие всех без исключения сородичей. Период большой охоты обычно начинался в ноябре, по большому снегу. Мужчины-охотники собирались в группы и уходили в тайгу на ловлю зверя. Кропление аракой (самогоном) шалыга — лишь один из многочисленных ритуалов шорцев, связанный с этим действием.
Шорцы по своим верованиям, фактически до начала 19 в., оставались язычниками, шаманистами. Большое значение в их среде играл шаман, называемый камом. Даже после принятия христианства шорцы в повседневной жизни при важных событиях (будь то свадьба или похороны, начало охотничьего сезона или болезнь родича и т. д.) всегда обращались к каму с просьбой благотворно повлиять на то или иное действие.
Наиболее почитаем шалыг был среди шорцев среднего течения реки Кондомы.
Шалыг почитался как дух охоты и её покровитель. В течение года хранился в сарае, перед началом большой охоты заносился в юрту и ему приносились подношения — чаша толкана (ячменной муки с молоком), а сама фигурка кропилась аракой (самогоном).
Непочитание шалыга или небрежное к нему отношение грозило, как считалось, неудачей на охоте. Кроме того, у такого нерадивого охотника начиналась ломота костей и прочие напасти. Избавиться от этого, по представлениям шорцев, можно было только одним путём — принести жертву шалыгу, что означало накормить его кашицей-толканом.
Период большой охоты — важное событие в жизни всего шорского рода (сеока). От её результатов зависело жизненное благополучие всех без исключения сородичей. Период большой охоты обычно начинался в ноябре, по большому снегу. Мужчины-охотники собирались в группы и уходили в тайгу на ловлю зверя. Кропление аракой (самогоном) шалыга — лишь один из многочисленных ритуалов шорцев, связанный с этим действием.
Шорцы по своим верованиям, фактически до начала 19 в., оставались язычниками, шаманистами. Большое значение в их среде играл шаман, называемый камом. Даже после принятия христианства шорцы в повседневной жизни при важных событиях (будь то свадьба или похороны, начало охотничьего сезона или болезнь родича и т. д.) всегда обращались к каму с просьбой благотворно повлиять на то или иное действие.
Наиболее почитаем шалыг был среди шорцев среднего течения реки Кондомы.