Картину «Шахта имени Володарского» написал художник Иван Ивановский в 1932 году. Он создал ее по итогам творческой командировки на Урал. Шахта имени Володарского была открыта в середине XIX века и сначала называлась «Старокоршуновская копь». Она расположилась в Кизеловском угольном бассейне — крупном месторождении каменного угля. В 1930-е годы здесь шла активная его добыча.
Внимание командированных художников Ивана Ивановского и Александра Щипицына, которые посетили Кизел в эти годы, привлекла особая атмосфера подземного существования людей в шахтах. Их заинтересовала та непредсказуемая и полная опасности жизнь, что незаметно протекала под толщей земной породы.
В своей работе Иван Ивановский не стал прибегать к натуралистичному отображению разработки месторождения — он выстроил абстрактное поэтическое пространство тоннеля, населенное полупрозрачными, будто ускользающими персонажами. Горняки здесь показаны словно вне времени, они лишь отдаленно сохраняют связь с действительностью. Специалисты отмечали, что их силуэты отчасти напоминают героев раннехристианских общин. Первые христиане хоронили своих умерших в катакомбах — естественных и искусственных подземельях. Там же они скрывались, чтобы в безопасности совершать молитвы и таинства.
Художник Иван Ивановский принадлежал к последнему поколению выпускников ВХУТЕИНа — Высшего художественно-технического института. Он учился там с 1925 по 1930 год. Изначально учебное заведение называлось ВХУТЕМАС, и уже на первых порах там преподавали крупнейшие представители авангардных течений 1910-х годов. На живописном факультете в разные годы работали Василий Кандинский, Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Родченко и другие именитые художники. ВХУТЕМАС переименовали во ВХУТЕИН в 1927 году, а буквально через три года его расформировали.
В 1930-х годах Иван Ивановский был еще молодым автором, на этот период пришлось его профессиональное становление. Его художественный почерк отличался особенной поэтичностью и аллегорическими, то есть иносказательными, интонациями.
Внимание командированных художников Ивана Ивановского и Александра Щипицына, которые посетили Кизел в эти годы, привлекла особая атмосфера подземного существования людей в шахтах. Их заинтересовала та непредсказуемая и полная опасности жизнь, что незаметно протекала под толщей земной породы.
В своей работе Иван Ивановский не стал прибегать к натуралистичному отображению разработки месторождения — он выстроил абстрактное поэтическое пространство тоннеля, населенное полупрозрачными, будто ускользающими персонажами. Горняки здесь показаны словно вне времени, они лишь отдаленно сохраняют связь с действительностью. Специалисты отмечали, что их силуэты отчасти напоминают героев раннехристианских общин. Первые христиане хоронили своих умерших в катакомбах — естественных и искусственных подземельях. Там же они скрывались, чтобы в безопасности совершать молитвы и таинства.
Художник Иван Ивановский принадлежал к последнему поколению выпускников ВХУТЕИНа — Высшего художественно-технического института. Он учился там с 1925 по 1930 год. Изначально учебное заведение называлось ВХУТЕМАС, и уже на первых порах там преподавали крупнейшие представители авангардных течений 1910-х годов. На живописном факультете в разные годы работали Василий Кандинский, Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Родченко и другие именитые художники. ВХУТЕМАС переименовали во ВХУТЕИН в 1927 году, а буквально через три года его расформировали.
В 1930-х годах Иван Ивановский был еще молодым автором, на этот период пришлось его профессиональное становление. Его художественный почерк отличался особенной поэтичностью и аллегорическими, то есть иносказательными, интонациями.