Эрнст Неизвестный также был тяжело ранен во время сражения. После ранения (пуля вошла в грудь и разорвалась в спине) он остался лежать без признаков жизни, но выжил. Только спустя 25 лет он получил орден Красной Звезды за это сражение.
Скульптор отмечал, что война заставила его по-новому взглянуть на искусство. Главным соотношением в этот момент становится противостояние жизнь — смерть. Античеловеческая сила войны приводила к смерти, калечила судьбы, была чужеродным элементом в живом.
В бронзовой фигуре солдата в скульптуре «Шаг» ярко отображается тема страдания, боли и стойкости, которой скульптор стремился придать повышенную экспрессивную силу, способную потрясти зрителя. Неестественный изгиб тела солдата подчёркивает мучительную боль, как физическую, так и душевную. Человеческое тело предстаёт в деформированном виде: небольшой торс, огромный таз, широко расставленные неестественно мощные ноги.
Зритель ощущает нечеловеческое усилие, с которым поднимается громадная нога, будто застрявшая в трясине и губительной тине. Чтобы сделать необходимый шаг, торс максимально отклоняется назад. Шаг даётся солдату с трудом, но он делает всё для того, чтобы двигаться вперёд. Скульптор показывает человеческую стойкость и силу, которые помогают ему преодолеть препятствия в сложное военное время.
В книге Джона Бёрджера «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР» приводится цитата Эрнста Неизвестного о войне: «Моя война <…> началась в раннем детстве и никогда не кончалась. Я всегда чувствовал себя на передовой. Теперь я достиг той точки, когда чувствую себя по-настоящему хорошо, только испытывая напряжение».