Эрнст Неизвестный придерживался философской идеи о том, что в человеке присутствуют два начала бытия — добро и зло. И что в каждом из нас изначально сформирован противоречивый внутренний мир, в котором происходит постоянная борьба отрицательного и положительного. Многие скульпторы и живописцы с разным успехом пытались отобразить в своих работах это духовное состояние. Эрнст Неизвестный на определенном творческом этапе пришел к выводу, что лучший способ показать сущность человека — создать диалогическую скульптуру.
Что такое диалогизм в понимании Эрнста Иосифовича? Возможность передать в скульптурном материале вечную и неустанную борьбу двух противоположных понятий — мужского и женского начала, добра и зла, справедливости и несправедливости, тупого и острого, горячего и холодного. Невозможно высказать эти идеи в стандартном монологе. Скульптура «Два лица», представленная на витрине, — именно об этом.
С созданием скульптуры связана интересная история. Случилось это в 1962 году. В Манеже была организована выставка, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников. В ней принимали участие в том числе и художники-авангардисты. Экспозицию посетил Никита Хрущев, который разразился громкой критикой и оскорблениями в сторону работ студии Элия Белютина, составлявших основной костяк выставки. Среди экспонатов были и скульптуры Эрнста Иосифовича, присоединившегося к Белютину временно с целью выставить свои композиции сначала на выставке на Таганке, а затем в Манеже.
Неожиданно для себя Эрнст Неизвестный очутился в центре разгоравшегося скандала. Как вспоминал скульптор, всех художников выстроили на верхней площадке перед лестницей в ожидании Хрущева. В здание Никита Сергеевич вошел в окружении свиты и с громкими криками. Сравнявшись с художниками, он поинтересовался, кто из них главный. Ильичев, сопровождавший генсека, указал на Эрнста Иосифовича.
Хрущев обрушился на Неизвестного с беспощадной критикой, обвиняя его в проедании народных денег. Неизвестный пытался объяснить генеральному секретарю, что тот не разбирается в тонкостях искусства, но безуспешно. В конце монолога, успокоившись, Хрущев протянул руку Эрнсту Иосифовичу и сказал: «Мне такие люди нравятся. В вас сидят ангел и дьявол. Имейте в виду, если победит дьявол, мы вас уничтожим!» Этот разговор вдохновил мастера на диалогическую скульптуру «Два лица».
Что такое диалогизм в понимании Эрнста Иосифовича? Возможность передать в скульптурном материале вечную и неустанную борьбу двух противоположных понятий — мужского и женского начала, добра и зла, справедливости и несправедливости, тупого и острого, горячего и холодного. Невозможно высказать эти идеи в стандартном монологе. Скульптура «Два лица», представленная на витрине, — именно об этом.
С созданием скульптуры связана интересная история. Случилось это в 1962 году. В Манеже была организована выставка, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников. В ней принимали участие в том числе и художники-авангардисты. Экспозицию посетил Никита Хрущев, который разразился громкой критикой и оскорблениями в сторону работ студии Элия Белютина, составлявших основной костяк выставки. Среди экспонатов были и скульптуры Эрнста Иосифовича, присоединившегося к Белютину временно с целью выставить свои композиции сначала на выставке на Таганке, а затем в Манеже.
Неожиданно для себя Эрнст Неизвестный очутился в центре разгоравшегося скандала. Как вспоминал скульптор, всех художников выстроили на верхней площадке перед лестницей в ожидании Хрущева. В здание Никита Сергеевич вошел в окружении свиты и с громкими криками. Сравнявшись с художниками, он поинтересовался, кто из них главный. Ильичев, сопровождавший генсека, указал на Эрнста Иосифовича.
Хрущев обрушился на Неизвестного с беспощадной критикой, обвиняя его в проедании народных денег. Неизвестный пытался объяснить генеральному секретарю, что тот не разбирается в тонкостях искусства, но безуспешно. В конце монолога, успокоившись, Хрущев протянул руку Эрнсту Иосифовичу и сказал: «Мне такие люди нравятся. В вас сидят ангел и дьявол. Имейте в виду, если победит дьявол, мы вас уничтожим!» Этот разговор вдохновил мастера на диалогическую скульптуру «Два лица».
Символично и при этом парадоксально то, что именно Эрнст Неизвестный — автор черно-белого памятника, установленного на могиле Никиты Хрущева.