Бронзовая скульптура из цикла «Война — это…» создана в 1962 году, на раннем этапе становления Эрнста Неизвестного как художника. Мужчина, который находится в горизонтальном положении, пытается приподняться, опираясь на локти, но каждый изгиб его тела, каждая вена, выпирающая из-под напрягшейся кожи, показывает, насколько тяжело даётся ему любое движение. Мучения, страдания, мужество и стойкость раненого человека воплотились в куске металла. В скульптуре «Раненый солдат» душевная и физическая боль переданы с максимальной экспрессией и невероятной реалистичностью.
Эрнст Иосифович — фронтовик, переживший тяжёлое ранение в самом конце войны. В августе 1942 года Неизвестный с другом и коллегой Яном Сысоевым добровольцами записались на фронт. Семнадцатилетнего юношу отправили на границу Афганистана и Ирана, в город Кушку, где ему предстояло пройти обучение в Первом Туркестанском пулеметном военном училище. По окончании учёбы в 1943 году в звании младшего лейтенанта Эрнста Неизвестного направили в действующую армию, где он воевал командиром подразделения в составе 860-й гвардейской десантной дивизии.
Эрнст Иосифович был контужен, несколько раз получал ранения разной степени тяжести. Во время боевых действий на территории Австрии в апреле 1945 года Неизвестный был ранен, объявлен погибшим и посмертно представлен к ордену Красной Звезды. В госпитале полностью забинтованного и закованного в гипс Эрнста, не реагирующего на внешние раздражители, отнесли в подвал. Там тело юноши пронзила внезапная боль и он громко закричал.
После ранения Неизвестному пророчили пожизненную инвалидность. Три года он проходил на костылях, с перебитым позвоночником, днём и ночью страдая от мучительных болей в теле. Спасением от них были морфий и водка, но в какой-то момент Эрнст Иосифович понял, что единственный действенный способ убежать от реальности и жить полноценно — это работа. И целиком окунулся в творчество.
Орден Красной Звезды достиг Эрнста спустя 25 лет. И эта история вдохновила Вознесенского на написание «Лейтенанта Неизвестного Эрнста». При этом Эрнст Неизвестный не любил говорить и писать о войне. Все воспоминания и переживания отобразились в его работах. Тело человека мастер использовал для того, чтобы изобразить те слова и чувства, которые хочется проговорить вслух. Неизвестный считал, что с помощью человеческого тела можно выразить всё: красоту и уродство, смерть и жизнь, радость и печаль, счастье и мучительную боль.
Эрнст Иосифович — фронтовик, переживший тяжёлое ранение в самом конце войны. В августе 1942 года Неизвестный с другом и коллегой Яном Сысоевым добровольцами записались на фронт. Семнадцатилетнего юношу отправили на границу Афганистана и Ирана, в город Кушку, где ему предстояло пройти обучение в Первом Туркестанском пулеметном военном училище. По окончании учёбы в 1943 году в звании младшего лейтенанта Эрнста Неизвестного направили в действующую армию, где он воевал командиром подразделения в составе 860-й гвардейской десантной дивизии.
Эрнст Иосифович был контужен, несколько раз получал ранения разной степени тяжести. Во время боевых действий на территории Австрии в апреле 1945 года Неизвестный был ранен, объявлен погибшим и посмертно представлен к ордену Красной Звезды. В госпитале полностью забинтованного и закованного в гипс Эрнста, не реагирующего на внешние раздражители, отнесли в подвал. Там тело юноши пронзила внезапная боль и он громко закричал.
После ранения Неизвестному пророчили пожизненную инвалидность. Три года он проходил на костылях, с перебитым позвоночником, днём и ночью страдая от мучительных болей в теле. Спасением от них были морфий и водка, но в какой-то момент Эрнст Иосифович понял, что единственный действенный способ убежать от реальности и жить полноценно — это работа. И целиком окунулся в творчество.
Орден Красной Звезды достиг Эрнста спустя 25 лет. И эта история вдохновила Вознесенского на написание «Лейтенанта Неизвестного Эрнста». При этом Эрнст Неизвестный не любил говорить и писать о войне. Все воспоминания и переживания отобразились в его работах. Тело человека мастер использовал для того, чтобы изобразить те слова и чувства, которые хочется проговорить вслух. Неизвестный считал, что с помощью человеческого тела можно выразить всё: красоту и уродство, смерть и жизнь, радость и печаль, счастье и мучительную боль.