У коренных жителей Западной Сибири (к ним относятся ханты, манси, ненцы, селькупы и другие) издавна бытуют бескилевые лодки-долбленки для перемещения по таежным рекам. Называется такая лодка облас, или обласок. Предположительно, первые обласы мастерили, выжигая внутреннюю часть дерева или выбирая ее при помощи орудий из камня или кости.
За материалом для суденышка принято отправляться в мае и искать подходящее дерево — кедр, тополь-осокорь или осину — на возвышенностях, где меньше влаги. Лучшим вариантом считается дерево с изогнутым стволом, который послужит хорошим днищем лодки.
Лодку делают прицельно под определенное количество человек и отрубают соответствующую часть ствола из расчета два размаха рук на одного гребца. Заготовку оберегают от пересушивания на солнце: работают в тени, а уходя, прикрывают изделие берестой, мхом или брезентовой накидкой.
Мастер начинает работать топором, делая зазор вдоль будущей лодки. После этого определяют толщину бортов. Для этого лучковым сверлом равномерно рассверливают обласок с внешней стороны и загоняют в отверстие деревянные штырьки — шпеньки, или чопики. Толщину шпеньков подгоняют по толщине указательного пальца предполагаемого гребца, а одинаковой длины добиваются при помощи специальных шаблонов.
Шаблон представляет собой выструганную прямоугольную доску с ручкой. В этой дощечке просверливаются одинаковые отверстия по количеству отверстий в обласе, туда вгоняют шпеньки и обрезают их по одной линии. Затем шаблон натирают сажей, выбивают шпеньки и вгоняют их теперь уже в тело обласка, окрашенным концом вперед.
Далее внутреннюю часть заготовки выбирают двумя теслами — прямым и поворотным (для бортов) — до появления приметных кончиков шпеньков. В завершение лодку распаривают: заливают кипятком, а затем держат над слабым пламенем. Так древесина приобретает необходимую гибкость — и можно разводить борта и вставлять распорки. Готовый облас натирают смесью сажи с сосновой или пихтовой смолой.
Такая долбленка управляется единственным веслом и скользит по воде легко и бесшумно.