Щербинка — ямщицкий табель, на котором делались отметки по прибытии на ямской двор. Этот двор, или ям (от татарского «дзям» — пункт для замены лошадей), представлял собой место, где ямщики могли перекусить и отдохнуть, пока им меняют лошадей. Там стояли и кованые сундуки в полтора центнера весом, со сложными замками, где хранились ценные посылки.
Еще при Иване III ямщики получали подорожные грамоты, дававшие право беспрепятственного передвижения и снабжения на дворах всем необходимым, в первую очередь подводами и провизией. Для управления гоньбой в XVI веке был образован ямской приказ.
Изначально ямщики перевозили только государственную корреспонденцию, с конца XVII века — также частные письма и пассажиров. О скорости ямской езды можно судить по тому, что на путь от Новгорода до Москвы (562 версты, около 578 километров) требовалось менее трех суток. Санный путь был еще быстрее и удобнее, поэтому многие торговые операции старались осуществлять в зимние месяцы.
Работа ямщика считалась очень ответственной и привилегированной: «охочему человеку» полагалось жалование, казенный зипун с кафтаном, земельный надел и освобождение от земской повинности.
На ямщицком кафтане был вышит почтовый рожок, но этим инструментом пользовались редко, предпочитая поддужные колокольчики. В ясную погоду они были слышны за пять верст и к тому же, как считалось, их звук отгонял нечистую силу.
Первыми русскими обитателями Уватской земли были именно ямщики, состоявшие на государевой службе.
В начале 1630-х годов (по разным версиям, с 1633 по 1637 год) вышел указ
царя Михаила Фёдоровича основать на дороге «меж Тоболска и Сургата» два яма —
Демьяновский и «Сургуцкий». В связи с этим местным властям предписывалось
выяснить пригодность земель для поселения, а детям боярским Фёдору Скрябину и
Ивану Погожию — «прибирати из волных [Вологды, Тобольска и других городов] изо
всяких охочих людей в Сибирь» вместе с семьями. Охотникам-ямщикам полагалось по
пять рублей «подъемных» на человека, бесплатная подвода до места и три лошади с
«гонебной рухлядью». На деле путешествие в Сибирь и обустройство на новом месте
оказалось сопряжено с многочисленными трудностями, так что даже стоял вопрос о
ликвидации ямов, но в конечном итоге их решено было оставить.