Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура коренных народов Хабаровского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сэвэн Кусалянку

Время создания
начало ХХ века
Место создания
Российская империя
Размер
31x11x10 см
Техника
дерево; резьба
1
Открыть в приложении
#2

Основой традиционного образа жизни коренных народов Приамурья и Охотского побережья были охотничий, рыболовный и морской зверобойный промыслы. Согласно их убеждениям, для того чтобы обеспечить удачный промысел, необходимо было расположить к себе многочисленных духов.

От результатов охоты, рыбалки и сбора дикоросов зависела жизнь семьи и членов рода. Для задабривания духов существовала целая система верований и ритуалов. Любой член охотничьего коллектива мог совершить обряд жертвоприношения тому или иному духу и просить у него помощи.

Коренные народы полагали: если угостить духов, то они, в свою очередь, тоже отнесутся к людям благосклонно, помогут поймать зверя или рыбу, найти дикоросы, избавят от болезни. В промысловых ритуалах люди использовали скульптурные изображения — сэвэнов. Они создавались из дерева, травы, железа и других материалов. Иногда сэвэна представляли в рисунке на скалах или ткани. Им также поклонялись и приносили жертвоприношение.

Отличительной особенностью удэгейской ритуальной пластики является реалистическая трактовка антропоморфной скульптуры. В ней детально прорабатывалась голова: изображались борода, волосы, рельефные черты лица, глаза-бусины.

Наличие тщательно исполненных атрибутов (лука, стрел, колчана) у данного экспоната характеризует промысловое назначение сэвэна. Возможно, сэвэн Кусалянку сидел верхом на тигре или пантере. В религиозной культуре удэгейцев тигр являлся одним из самых почитаемых животных, входил в разряд священных.

Тигр представлялся как почетный сородич, его нельзя было убивать, о нем запрещалось говорить вслух, потому что люди верили, что тигр понимает язык человека. Представленный удэгейский сэвэн мастер выполнил в начале ХХ столетия. В 1911 году его нашел на реке Нахтоку Владимир Клавдиевич Арсеньев.

Исследователь так описывал сэвэн:
#4

Он имеет одежду из звериных шкур, стрелу для стрельбы по зверю, ремень для переноски дичи, колотушку для добивания зверя, нож для свежевания дичи и для снимания шкур.

#5

Зубы сэвэна и наконечник его стрелы мазали кровью того животного, которое удавалось убить охотнику в первый раз после камлания.

#6
Сэвэн Кусалянку
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сэвэн Кусалянку

Время создания
начало ХХ века
Место создания
Российская империя
Размер
31x11x10 см
Техника
дерево; резьба
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%