Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура коренных народов Хабаровского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пояс ульчского шамана

Время создания
конец XIX — первая половина ХХ века
Место создания
Российская империя — СССР, Нижний Амур
Размер
120,5x33 см
Техника
ковка, литье, шитье
1
Открыть в приложении
#2

Важным элементом шаманского одеяния был пояс янгпан, который надевали поверх халата, иногда — юбки. Нанайцы и ульчи изготавливали его из кожи лося или кабарги в виде полосы шириной от 12 до 18 сантиметров. Он опоясывал талию сзади и по бокам, к концам пришивались узкие ремешки, с помощью которых пояс завязывался спереди.

К такому атрибуту шамана обязательно в несколько рядов прикреплялись металлические подвески, круги, колокольчики и бубенцы. Взамен утерянных подвешивали любые металлические подвески — детали от машин, велосипедов, замков, ружей.

Пояс выполнен из меховых полосок, скрученных внутрь и сшитых между собой. По краю прикреплены ровдужные ремешки с коническими подвесками из металла и колокольчиками в виде лягушек. Количество конусовидных подвесок могло варьироваться от 13 до 31. Чаще всего их выковывал сам шаман. Подобные пояса были распространены у ульчей, нанайцев и нивхов.

Иногда к концам подвесок-погремушек на маленьком колечке прикреплялись металлические зооморфные фигуры. Они выполняли функцию духов-помощников. Во время камлания — общения с духами — шаман танцевал, вращал нижней частью тела, при каждом его движении раздавался лязг. Для равномерного шумового фона необходимо было, чтобы пояс изготовили достаточно тяжелым.

Шаман должен был быть физически выносливым, ведь весь костюм мог весить свыше 40 килограммов, при этом основной вес приходится как раз на металлические подвески на поясе, костюме, шапке и других элементах.

Традиционно шаманский пояс представлялся оберегом. Считалось, что его ритуальный звон служил сигналом для сбора добрых духов или будил духов, которые находились внутри металлических конусов. Звон пояса при этом отпугивал злых духов и заставлял удаляться прочь.

Также пояс выполнял функцию музыкального инструмента. В дополнение к звукам бубна он был хорошим аккомпанементом к танцу шамана. Кроме того, пояс являлся символом Среднего («земного») мира. Некоторые исследователи не без основания считают, что шаманский костюм являл собой микромодель вселенной.

Пояс присутствовал также в шаманских облачениях удэгейцев. Однако он имел другую форму и выполнялся в виде змеи (духа-покровителя) без металлических подвесок. Функции пояса были такими же, как у нанайского и ульчского пояса янгпан.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пояс ульчского шамана

Время создания
конец XIX — первая половина ХХ века
Место создания
Российская империя — СССР, Нижний Амур
Размер
120,5x33 см
Техника
ковка, литье, шитье
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%