Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Стрелецкий мир»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Серьги-голубцы

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
5,2x3 см
Техника
серебро, литье, монтировка, синие стекла
Коллекция
Собрание Сергея Афонина, Москва
0
Открыть в приложении
#3
В музее «Смоленская крепость» представлено несколько типов женских сережек. Одни из них — так называемые серьги-голубцы. Они были изготовлены мастером в XVII веке из серебра, а их название произошло от слова «голубка».

Для таких сережек сначала формировали основу-пластину, затем на нее крепились небольшие подвески, благодаря чему угадывался птичий силуэт. В некоторых аналогичных изделиях, которые находятся в коллекциях музеев, представлены парные силуэты птиц. Они словно сидят лицом друг к другу.

Исследователи подчеркивают особый объемно-пластичный строй сережек-голубцов, через который передается декоративность изделия. Многие голубцы имели большую толщину. Часто не только одна, но и вторая сторона в таких серьгах имела вставки из камней или цветных стекол.

Ювелиры изготавливали такие подвески из перламутра, жемчуга, бисера, металла. Мотив птицы в женских украшениях был распространенным явлением. Кроме голубцов выделяют также такой тип сережек, как орлики. Они имели на конце подвеску в виде фигурки орла.

Птица на Руси могла символизировать свет и тепло, любовь и свадьбу, женское начало и материнство. Она также являлась символом солнца и была частым изображением на русских вышивках. Традиционные женские головные уборы украшались по мотивам птиц, а сам образ девушки уподоблялся лебедушке и птице-паве.

Эта тема в женских ювелирных украшениях постепенно трансформировалась, а фигура все больше напоминала растительный орнамент. Исследователи полагают, что появление серег в форме птиц связано с трансформацией подвесок, известных как рясны.

Богато украшенные серьги были предметом роскоши, и нередко женщины в своих завещаниях отписывали их наследницам. Серьги, даже если они повреждались, не выбрасывали, а аккуратно разбирали, после чего повторно использовали камни и жемчуг для отделки воротников и в целом в украшении одежды. Даже мужчины по моде XVI и XVII веков носили по одной серьге в ухе. Серьги могли носить не только в ушах, но также закреплять на ленты или ткань головного убора.
#5
1 / 3
Серьги-голубцы
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Серьги-голубцы

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
5,2x3 см
Техника
серебро, литье, монтировка, синие стекла
Коллекция
Собрание Сергея Афонина, Москва
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%