В музее «Смоленская крепость» представлено несколько типов женских сережек. Одни из них — так называемые серьги-голубцы. Они были изготовлены мастером в XVII веке из серебра, а их название произошло от слова «голубка».
Для таких сережек сначала формировали основу-пластину, затем на нее крепились небольшие подвески, благодаря чему угадывался птичий силуэт. В некоторых аналогичных изделиях, которые находятся в коллекциях музеев, представлены парные силуэты птиц. Они словно сидят лицом друг к другу.
Исследователи подчеркивают особый объемно-пластичный строй сережек-голубцов, через который передается декоративность изделия. Многие голубцы имели большую толщину. Часто не только одна, но и вторая сторона в таких серьгах имела вставки из камней или цветных стекол.
Ювелиры изготавливали такие подвески из перламутра, жемчуга, бисера, металла. Мотив птицы в женских украшениях был распространенным явлением. Кроме голубцов выделяют также такой тип сережек, как орлики. Они имели на конце подвеску в виде фигурки орла.
Птица на Руси могла символизировать свет и тепло, любовь и свадьбу, женское начало и материнство. Она также являлась символом солнца и была частым изображением на русских вышивках. Традиционные женские головные уборы украшались по мотивам птиц, а сам образ девушки уподоблялся лебедушке и птице-паве.
Эта тема в женских ювелирных украшениях постепенно трансформировалась, а фигура все больше напоминала растительный орнамент. Исследователи полагают, что появление серег в форме птиц связано с трансформацией подвесок, известных как рясны.
Богато украшенные серьги были предметом роскоши, и нередко женщины в своих завещаниях отписывали их наследницам. Серьги, даже если они повреждались, не выбрасывали, а аккуратно разбирали, после чего повторно использовали камни и жемчуг для отделки воротников и в целом в украшении одежды. Даже мужчины по моде XVI и XVII веков носили по одной серьге в ухе. Серьги могли носить не только в ушах, но также закреплять на ленты или ткань головного убора.
Для таких сережек сначала формировали основу-пластину, затем на нее крепились небольшие подвески, благодаря чему угадывался птичий силуэт. В некоторых аналогичных изделиях, которые находятся в коллекциях музеев, представлены парные силуэты птиц. Они словно сидят лицом друг к другу.
Исследователи подчеркивают особый объемно-пластичный строй сережек-голубцов, через который передается декоративность изделия. Многие голубцы имели большую толщину. Часто не только одна, но и вторая сторона в таких серьгах имела вставки из камней или цветных стекол.
Ювелиры изготавливали такие подвески из перламутра, жемчуга, бисера, металла. Мотив птицы в женских украшениях был распространенным явлением. Кроме голубцов выделяют также такой тип сережек, как орлики. Они имели на конце подвеску в виде фигурки орла.
Птица на Руси могла символизировать свет и тепло, любовь и свадьбу, женское начало и материнство. Она также являлась символом солнца и была частым изображением на русских вышивках. Традиционные женские головные уборы украшались по мотивам птиц, а сам образ девушки уподоблялся лебедушке и птице-паве.
Эта тема в женских ювелирных украшениях постепенно трансформировалась, а фигура все больше напоминала растительный орнамент. Исследователи полагают, что появление серег в форме птиц связано с трансформацией подвесок, известных как рясны.
Богато украшенные серьги были предметом роскоши, и нередко женщины в своих завещаниях отписывали их наследницам. Серьги, даже если они повреждались, не выбрасывали, а аккуратно разбирали, после чего повторно использовали камни и жемчуг для отделки воротников и в целом в украшении одежды. Даже мужчины по моде XVI и XVII веков носили по одной серьге в ухе. Серьги могли носить не только в ушах, но также закреплять на ленты или ткань головного убора.