В экспозиции выставки «Стрелецкий мiр» музея «Смоленская крепость» представлено несколько братин — сосудов шарообразной формы для различных напитков, которые использовались во время пира. Сосуды отличаются по размеру: большая братина почти в два раза крупнее малой.
Этот предмет был изготовлен мастером XVII столетия из медного сплава, хотя археологам встречались и глиняные сосуды такого типа. Характерным отличием большой братины от малой служит гравировка традиционного для России растительного орнамента по нескольким частям корпуса изделия. Исследователи находили подобную посуду с гравировками диковинных животных, а также птиц, например, орлов.
При создании почти двухлитровой братины использовалась также техника выколотки. Это древний прием обработки металла, основанный на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка «садиться», вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии. Техника также получила название битой меди и колотой меди. Толщина заготовки для изделий под такой процесс обработки не должна была превышать двух миллиметров.
Техника выколотки развивалась еще с античности. На Руси этим приемом пользовались не только при создании братин, но и в ходе изготовления других сосудов — ковшей, кубков, при этом как из медных сплавов, так и из благородных металлов.
Медные братины иногда лудили, то есть покрывали слоем олова, чтобы продлить срок их службы и предотвратить окисление металла. Братины могли украшаться путем нанесения орнамента или текста вдоль венчика сосуда, однако представленный экспонат не имеет таких элементов. Венец у этой большой братины — гладкий. Кроме того, отсутствуют камни и эмали, которыми иногда украшали аналогичную посуду.
Некоторые исследователи полагают, что братины присутствуют на миниатюре «Сватовство Изяслава Давыдовича Вятичского за своего племянника Святослава Владимировича Вщижского дочери Андрея Юрьевича Боголюбекого (Ростовского)», которая была изображена в так называемой Радзивилловской летописи. Это исторический документ, созданный еще в XV веке.
Этот предмет был изготовлен мастером XVII столетия из медного сплава, хотя археологам встречались и глиняные сосуды такого типа. Характерным отличием большой братины от малой служит гравировка традиционного для России растительного орнамента по нескольким частям корпуса изделия. Исследователи находили подобную посуду с гравировками диковинных животных, а также птиц, например, орлов.
При создании почти двухлитровой братины использовалась также техника выколотки. Это древний прием обработки металла, основанный на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка «садиться», вытягиваться и изгибаться. В отличие от ковки для выколотки применяется только тонкий листовой металл, который обрабатывается в холодном состоянии. Техника также получила название битой меди и колотой меди. Толщина заготовки для изделий под такой процесс обработки не должна была превышать двух миллиметров.
Техника выколотки развивалась еще с античности. На Руси этим приемом пользовались не только при создании братин, но и в ходе изготовления других сосудов — ковшей, кубков, при этом как из медных сплавов, так и из благородных металлов.
Медные братины иногда лудили, то есть покрывали слоем олова, чтобы продлить срок их службы и предотвратить окисление металла. Братины могли украшаться путем нанесения орнамента или текста вдоль венчика сосуда, однако представленный экспонат не имеет таких элементов. Венец у этой большой братины — гладкий. Кроме того, отсутствуют камни и эмали, которыми иногда украшали аналогичную посуду.
Некоторые исследователи полагают, что братины присутствуют на миниатюре «Сватовство Изяслава Давыдовича Вятичского за своего племянника Святослава Владимировича Вщижского дочери Андрея Юрьевича Боголюбекого (Ростовского)», которая была изображена в так называемой Радзивилловской летописи. Это исторический документ, созданный еще в XV веке.