В золотоордынских погребальных памятниках Волго-Донского региона преобладают серьги в виде знака вопроса. Они состоят из проволочного стержня, изогнутого наподобие вопросительного знака, с имитацией проволочной обмотки в нижней части, на конец которой часто надета бусина, жемчужина или бисер. Изготавливались они из различных материалов, встречаются главным образом серебряные и бронзовые, реже золотые и медные экземпляры. Серьги в виде знака вопроса относятся к числу малоизученных средневековых артефактов.
Такая форма серег была известна уже в скифское время на территории Алтая. Похожие формы встречались в хуннских погребениях, а в Якутии их находили вплоть до XIX века. На территории Поволжья эти украшения появились в середине XIII века.
Впоследствии мода на серьги в виде знака вопроса процветает в культуре Золотой Орды. По данным советского археолога Германа Алексеевича Федорова-Давыдова серьги в виде знака вопроса не являлись каким-то этническим признаком и были достаточно широко распространены в средневековых памятниках Хорезма, а у узбеков, казахов и татар сохранялись до эпохи позднего средневековья.
Серьги в виде знака вопроса считаются своеобразной «эмблемой» степного мира. Следует отметить, что существует особый, кочевнический вариант этого типа серег с характерной длинной отвесной частью.
Серьги подобного типа находят как в женских, так и в мужских погребениях. Наблюдается их преобладание в женских и детских погребениях. Историки отмечают традицию ношения одной серьги в левом ухе у мужчин (в захоронениях находят единичные экземпляры, расположенные с левой стороны черепа) в качестве оберега, а в некоторых случаях, и особого знака, подчеркивающего воинский статус.