Костюмный комплекс северных удмуртов — один из наиболее древних вариантов одежды. Летнюю одежду шили из белой домотканины, изготовленной из льняного волокна. Одежда девушки-удмуртки состояла из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (ныл дэрем). Для девичьего костюма ткали специальное полотно, в котором красно-белая поперечно-полосатая домотканина сочеталась с однотонной белой. При кройке и шитье узорная часть домотканины приходилась на грудь, плечи, края воротника и подол распашного кафтана и рубахи. Рубаха и кафтан были туникообразного покроя.
На груди рубаху украшал треугольник из красной хлопчатобумажной ткани. На кафтане с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами был продольный разрез на плече, через который продевался рукав рубахи. Дополнял костюм фартук из красно-белой домотканины четырёхугольной формы с оборкой по низу, без грудки. Манера ношения костюмной пары своеобразна — с большим напуском поверх пояса. Девичьим головным убором у всех групп удмуртов были круглые холщовые шапочки, обшитые кумачом, бисером и монетами.
На северных удмуртов значительное воздействие оказал Русский Север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира. Национальная одежда северных и южных удмуртов отличается по цветовой гамме и элементам. По мнению исследователей, нижнецепецкая группа северных удмуртов до начала ХХ века сохранила белую вышитую одежду и её многообразие в оформлении.
В фондах Национального музея Удмуртской Республики хранится копия рисунков Якова Васильева, подлинник находится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Яков Васильев жил в деревне Слудка Слободского уезда Вятской губернии. Васильев в 1918–1919 годы зарисовал одежду, бытовавшую в своей деревне, дал подробное описание и проследил возрастные отличия. По его рисункам можно определить социальное положение человека и выделить 13 костюмных пар, которые готовили девушки и женщины до 1930-х годов.В последующие годы на смену белой вышитой одежде приходит одежда городского покроя.
Территория проживания косинской группы удмуртов — в прошлом территория Глазовского и частично Слободского уездов Вятской губернии, то есть бассейн реки Косы, в настоящее время это районы Кировской области.
Национальный удмуртский костюм — это символ трудолюбия и аккуратности. Чтобы наполнить свой сундук приданым, девочки начинали с 6-7 лет учиться прясть, а в 13-14 лет садились за ткацкий станок. К 16–17 годам они были мастерицами на все руки, могли изготовить и повседневное платье, и свадебный наряд. В приданое невесты также входили подарки для будущего мужа и его родных.
На груди рубаху украшал треугольник из красной хлопчатобумажной ткани. На кафтане с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами был продольный разрез на плече, через который продевался рукав рубахи. Дополнял костюм фартук из красно-белой домотканины четырёхугольной формы с оборкой по низу, без грудки. Манера ношения костюмной пары своеобразна — с большим напуском поверх пояса. Девичьим головным убором у всех групп удмуртов были круглые холщовые шапочки, обшитые кумачом, бисером и монетами.
На северных удмуртов значительное воздействие оказал Русский Север, у южных удмуртов ощущается влияние тюркского степного мира. Национальная одежда северных и южных удмуртов отличается по цветовой гамме и элементам. По мнению исследователей, нижнецепецкая группа северных удмуртов до начала ХХ века сохранила белую вышитую одежду и её многообразие в оформлении.
В фондах Национального музея Удмуртской Республики хранится копия рисунков Якова Васильева, подлинник находится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Яков Васильев жил в деревне Слудка Слободского уезда Вятской губернии. Васильев в 1918–1919 годы зарисовал одежду, бытовавшую в своей деревне, дал подробное описание и проследил возрастные отличия. По его рисункам можно определить социальное положение человека и выделить 13 костюмных пар, которые готовили девушки и женщины до 1930-х годов.В последующие годы на смену белой вышитой одежде приходит одежда городского покроя.
Территория проживания косинской группы удмуртов — в прошлом территория Глазовского и частично Слободского уездов Вятской губернии, то есть бассейн реки Косы, в настоящее время это районы Кировской области.
Национальный удмуртский костюм — это символ трудолюбия и аккуратности. Чтобы наполнить свой сундук приданым, девочки начинали с 6-7 лет учиться прясть, а в 13-14 лет садились за ткацкий станок. К 16–17 годам они были мастерицами на все руки, могли изготовить и повседневное платье, и свадебный наряд. В приданое невесты также входили подарки для будущего мужа и его родных.