В период 70-х — 80-х годов XX века художнику П.М. Гречишкину особенно близкой становится тема русской деревни. С 17 июля по 12 августа 1976 года, вместе с самодеятельным художником Стрункиным Юрием Александровичем, Павел Моисеевич Гречишкин посещает Ярославскую область и работает в селах Воскресенском, Верхнее-Никульском и Борке. Места настолько восхищают художника своей тихой красотой, что он принимает решение совершить повторную поездку осенью этого же года. Павел Моисеевич Гречишкин написал целую серию этюдов с натуры, а также несколько картин, одна из которых — «Деревенька» — представлена в постоянной экспозиции картинной галереи.
Село Верхне-Никульское
Композиция пейзажа расположена в горизонтально вытянутой плоскости. Первый план представляет улицу в деревне с деревянными избами, тропинками и сочной зеленой травой. Справа — три дома с голубыми наличниками. У крайнего дома растет высокая береза с пожелтевшей листвой, отбрасывающая тень на землю, а рядом разгуливают куры и петухи. Слева, крупным планом выписан деревянный домик с белыми наличниками и большой грудой бревен, сваленных у калитки. Рядом, на лавочке сидят две женщины. На втором плане, почти по центру работы, видна водная гладь озера с темной лодкой на поверхности, а также дальний берег с редкой растительностью полоса далекого леса. Далее небо с серыми тучами в технике имприматура.
Образ русской деревни расширил творческий диапазон ставропольского пейзажиста, наполнив его произведения богатой крестьянской культурой, бытом и традициями, крепко связанными с природой.
Село Верхне-Никульское
