Акварель «Село Тосно», хранящаяся в собрании Острогожского музея, представляет творчество замечательного художника-пейзажиста Нила Алексеевича Гоголинского. Тонко выполненный рисунок пропитан теплым отношением к русскому селу: ясный летний день, голубое небо с редкими облачками, на обрывистом берегу реки аккуратные дома, теснящиеся подворья, неподалеку деревянный мост и множество деталей, показывающих будни крестьян.
Большинство живописцев, творивших в XIX–ХХ веках, прошли профессиональную школу Императорской Академии художеств. Именно так начинался и профессиональный путь Нила Гоголинского. Талантливый акварелист, он окончил Академию художеств в 1869 году. Уже в процессе обучения за высокий уровень графических и живописных работ был отмечен двумя Большими серебряными медалями. Пройдя все ступени постижения основ изобразительного искусства, способный ученик получил звание классного художника второй степени.
Основным направлением, в котором работал Нил Алексеевич, был пейзаж. Определившись с основной техникой в своем творчестве, он регулярно участвовал в выставках Общества русских акварелистов. Начинающему художнику пришлось по душе главное достоинство акварели — ее прозрачность. Поклонники техники акварели всегда отмечали ее красоту и сложность, а еще поэтичность, которую сравнивали с лирическим стихотворением или чарующей мелодией. Работать акварелью, как шутил один художник, нужно медленно, но быстро.
Немало акварелистов было среди французских служителей искусства, но и российские живописцы достигли в ней потрясающих высот, привнося свои новаторские элементы. Михаил Врубель, к примеру, писал кусочками, отдельными пятнами, оставляя между ними узкие просветы, которые потом записывал цветом, чаще всего голубым. Нилу Алексеевичу был близок постулат, выведенный одним из французских акварелистов: »… в акварели нельзя достигнуть прекрасных цветов, если не заставить играть белый цвет бумаги, не только давая ему просвечивать, но и оставляя его в различных пропорциях вокруг каждого пятна».
Но все же главным для художника было стремление передать красоту и своеобразие различных окружающих ландшафтов. Гоголинский одним из первых русских живописцев стал посещать село Талашкино Смоленской губернии, считавшееся с конца XIX века центром русской культурной жизни. Этот населенный пункт по культурному значению приравнивают к Абрамцеву.
Большинство живописцев, творивших в XIX–ХХ веках, прошли профессиональную школу Императорской Академии художеств. Именно так начинался и профессиональный путь Нила Гоголинского. Талантливый акварелист, он окончил Академию художеств в 1869 году. Уже в процессе обучения за высокий уровень графических и живописных работ был отмечен двумя Большими серебряными медалями. Пройдя все ступени постижения основ изобразительного искусства, способный ученик получил звание классного художника второй степени.
Основным направлением, в котором работал Нил Алексеевич, был пейзаж. Определившись с основной техникой в своем творчестве, он регулярно участвовал в выставках Общества русских акварелистов. Начинающему художнику пришлось по душе главное достоинство акварели — ее прозрачность. Поклонники техники акварели всегда отмечали ее красоту и сложность, а еще поэтичность, которую сравнивали с лирическим стихотворением или чарующей мелодией. Работать акварелью, как шутил один художник, нужно медленно, но быстро.
Немало акварелистов было среди французских служителей искусства, но и российские живописцы достигли в ней потрясающих высот, привнося свои новаторские элементы. Михаил Врубель, к примеру, писал кусочками, отдельными пятнами, оставляя между ними узкие просветы, которые потом записывал цветом, чаще всего голубым. Нилу Алексеевичу был близок постулат, выведенный одним из французских акварелистов: »… в акварели нельзя достигнуть прекрасных цветов, если не заставить играть белый цвет бумаги, не только давая ему просвечивать, но и оставляя его в различных пропорциях вокруг каждого пятна».
Но все же главным для художника было стремление передать красоту и своеобразие различных окружающих ландшафтов. Гоголинский одним из первых русских живописцев стал посещать село Талашкино Смоленской губернии, считавшееся с конца XIX века центром русской культурной жизни. Этот населенный пункт по культурному значению приравнивают к Абрамцеву.