В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха представлена картина кисти французского художника и иллюстратора Жоржа Моро де Тура «Смерть генерала Пишегрю».
Французская революция привлекла сотни молодых людей к военной службе, позволив им дослужиться до высоких чинов. После молниеносного взлета по военной карьерной лестнице, Пишегрю не смог воспользоваться удачей, выпавшей на его долю. Дивизионный генерал, он был талантливым военным, успешно провел несколько боевых компаний, одержал блестящую победу над голландцами. Пишегрю считали главным соперником Наполеона. Однако его обвинили в измене и сослали в Гвиану, откуда он бежал и укрылся в Англии. Наполеон Бонапарт, видевший в генерале своего соперника, обвинил его в участии в заговоре Жоржа Кадудаля против республики. В Англии Пишегрю вступил в заговор против французского правительства в лице Наполеона Бонапарта. В январе 1804 года генерал тайно прибыл во Францию, но был схвачен по доносу и заключен в тюрьму Тампль. Пишегрю, несмотря на пытки, хранил на допросах молчание и не назвал ни одного имени. Он утверждал, что невиновен и все, что с ним происходит, — это провокация полиции. Пишегрю требовал открытого суда, чтобы сделать важные разоблачения. 6 апреля 1804 года генерала нашли в камере задушенным собственным галстуком. Официальной версии — самоубийство — мало кто поверил.
На картине изображен момент, когда генерал Савари в сопровождении директора тюрьмы Фоконнье и доктора Супэ уже зашел в камеру. На первом плане в унылой обстановке камеры с камином изображено распростертое на низкой деревянной кушетке тело Шарля Пишегрю, на шее — затянутый черный шелковый галстук, один конец которого намотан на кисть правой руки. На полу лежит раскрытая книга. Возле тела, вероятно, стоит генерал Савари, участвовавший, как и Пишегрю, в революционных войнах, о чем говорит обмотанное вокруг его торса полотнище французского флага. У ног умершего — присевший с раскрытым медицинским чемоданчиком доктор Супэ, констатировавший смерть генерала. Чуть поодаль на фоне двери стоит, скрестив руки на груди, директор тюрьмы Фоконнье, за его поясом — связка ключей. Рядом — два жандарма и любопытствующий молодой человек с книгами под мышкой в эмоциональной позе. Справа в глубине за столом сидят двое, составляющие протокол происшествия.
В свое время картина была очень популярной, она воспроизводилась
в гравюре, которую выполнил художник-гравер и писатель Фортуне Луи
Меолль.