В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха представлена картина «Пейзаж с рыболовом», приписываемая французскому художнику Жан-Батисту Лепренсу.
Сцена происходит на берегу небольшой реки. На холме среди зеленых деревьев изображены крестьянские дома и две круглые башни с остроконечными крышами, к ним ведет низкий деревянный мостик, по краю которого растут три дерева. На первом плане — герои картины, занятые своими нехитрыми делами: человек, стоящий в воде, видимо, вытаскивает из воды вершу, рыболовную снасть. На берегу рыболов в шляпе и красных штанах закидывает удочку. Справа продолжение водоема с раскинутыми сетями, в глубине — каменный арочный мостик с отражением в голубых водах реки, также в водной глади отражается и небо, и зеленые купы деревьев. Живописец передал прелесть сельского уединения, тщательно выписал окружающий пейзаж с уютными домиками, утопающими в зелени. Жизнь людей, изображенных на картине, нетороплива, тиха и размеренна. Цветовая палитра картины спокойная, с приглушенными тонами и переходами, зеленовато-серебристый колорит отличает воздушность и гармоничность. В высоком голубом небе плывут легкие белые облака. Пейзаж декоративен, он не изображает конкретное место, а носит скорее фантазийный характер.
Жан-Батист Лепренс (1734–1781) — талантливый ученик известного
французского художника эпохи рококо Франсуа Буше. Некоторое время Лепренс,
подражая учителю, писал небольшие пейзажи в зеленовато-серебристых тонах
с арочными мостиками, водоемами, сельскими домами, круглыми башнями среди
деревьев и пасторальными идиллическими сценками. Художник
родился в семье скульптора и рано ощутил тягу к рисованию.
Рисунку и живописи Лепренс учился в своем родном городе,
но в 1750 году шестнадцатилетний юноша покинул Мец, чтобы
поступить в студию Франсуа Буше в Париже. Затем он продолжил обучение
в Италии, но наибольшее влияние на его карьеру оказали
путешествия по России между 1757 и 1762 годами. За пять лет,
проведенных в России, Лепренс объездил множество регионов,
от Лапландии до Сибири. Художник сделал большое количество набросков,
которые стали для него неисчерпаемым источником вдохновения на всю
оставшуюся жизнь. Вскоре после возвращения во Францию Лепренс был принят
в Королевскую академию как художник-пейзажист. Его работы
с характерной для них русской экзотикой пользовались большим успехом
у французской публики.