Железный фигурный поднос с сюжетной росписью «Сцена у фонтана» изготовили ориентировочно в 1870-е годы. Этот предмет декоративно-прикладного искусства создали методом ручной ковки. На зеркале подноса мастер изобразил жанровую сцену: у фонтана расположилась группа людей — шесть женщин и один мужчина. Характерно, что одежда на людях относится к разным эпохам: античности, Средневековью, Новому времени.
Роспись на подносе носит лубочный характер. Ее отличают яркие краски, а также утрированное изображение фигур. Сюжет был заключен в прямоугольную золотую рамку, а для украшения полей использовались традиционные тагильские цветы.
В конце XIX века кустарное производство в Российской империи переживало кризис. Не миновал он и тагильский подносный промысел. Свой отпечаток наложила реформа об отмене крепостного права, когда резко возросли цены на многие основные и вспомогательные материалы, а цены на саму продукцию оптовые скупщики занижали. Создателям расписных подносов приходилось приспосабливаться к ускоряющемуся темпу жизни. Пресс для изготовления форм постепенно заменил ручную работу кузнеца.
В условиях конкуренции встал вопрос удешевления отделки подноса, которую старались выполнить как можно быстрее. В это время все большее распространение получило маховое письмо — метод, когда кончик кисти подхватывал цветную краску и белила, в два-три взмаха появлялся цветочный венчик или листья. Эта техника постепенно привела к отказу от кропотливого выполнения деталей. Произошло упрощение и стилизация формы.
Подносный промысел Нижнетагильского горнозаводского
округа к концу XIX века испытывал упадок, который проявился как в технике и
качестве живописи, так и в отделке подносов. Многие приемы декорирования
изделий, особенно трудоемкие, исчезли из практики. В этот период подносы с
сюжетной росписью в живописном их варианте практически не производились,
произошло соединение упрощенной цветочной росписи и лубочной сюжетной росписи.
Примером этого процесса и является поднос из коллекции музея «Сцена у фонтана».