В 1980-е годы художница Елена Юрьевна Марченко выполнила сюжетную роспись на старой фигурной форме конца XIX века. Эта работа была сделана на заказ для экспозиции музея Нижнетагильского завода «Эмальпосуда», который создали в 1982 году. Производство и художественный уровень продукции в то время были на пике активности и качества, многие задачи по восстановлению и развитию традиционной тагильской росписи уже были решены.
Инициатором создания этого предмета декоративно-прикладного искусства стал главный художник завода «Эмальпосуда» Геннадий Петрович Бабин. Его несомненной заслугой было создание творческой группы художников, которая занималась разработкой сюжетных, лубочных, трафаретных и фруктово-ягодных композиций.
Для сюжета росписи выбрали известную гравюру «Петр I спасает рыбаков на Ладожском озере». Этот выбор был сделан неслучайно: тагильским мастерам было известно о существовании похожего подноса. Он был создан в Жостово в 1870-х годах и попал в коллекцию Государственного Русского музея.
Старая советская фотография этого подноса оказалась в собрании документов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Похожий сюжет, прославлявший русского императора, был выбран и для подноса из коллекции Государственного Эрмитажа — работа XIX века с изображением Петра I, спасающего народ во время наводнения.
Оригинальную картину в 1812 году написал французский исторический живописец Карл Штейбен (1788–1856). Произведение приобрело особую популярность и породило множество подражаний. Впоследствии композицию Штейбена часто копировали другие мастера, использовали для создания не только гравюр, но также и гобеленов, часов и других произведений декоративно-прикладного искусства.
Орнамент и гербы Российской империи на тагильском
подносе также писала Елена Юрьевна Марченко. Геннадий Петрович Бабин
рассказывал, что в разработке орнамента и изображений гербов принял участие
Юрий Серафимович Мелентьев, министр культуры РСФСР. Он проявлял интерес к
процессу возрождения традиционной уральской росписи. Фотограф, который
сопровождал министра, помог определиться с мотивом орнамента и рекомендовал
образцы гербов Российской империи.