Якутский график Валериан Васильев работал над серией «Старые якутские мастера» в течение 1966–1967 годов. Цикл отражает раздумья автора о национальных культурных корнях, о преемственности современного искусства и традиционного творчества. В работах он обратился к технике черно-белой линогравюры — способу печати, при котором авторы переводят рисунок на линолеуме, вырезают его с помощью специальных ножей, а затем делают оттиск на листе бумаги. Этот метод возник на рубеже XIX–XX веков и благодаря простоте исполнения он мгновенно стал популярным по всему миру.
«Старые якутские мастера» — это гравюры, которые изображают традиционные ремесла народа саха. Автор признавался, что его «подкупают работы старых мастеров, в первую очередь, работающих по дереву». Художник ввел в серию образы вышивальщицы, и искусных резчиков по дереву, и сказителя-олонхосута. В этих людях художник видит выразителей древней народной культуры, которая является вечной. Образы мастеров и их занятия продолжают жить в современной Якутии.
«Сардаана» — это центральный лист серии. На нем Васильев изобразил мастера-резчика чоронов в окружении своих изделий. Чорон — национальный якутский сосуд для кисломолочного напитка — кумыса. Посуду изготавливали из березы, типичной формой является кубок на одной или трех ножках. Каждый предмет мастера вырезали вручную, поэтому чороны отличаются друг от друга, и каждый имеет отпечаток авторского почерка.
В левой руке герой гравюры держит нежный полупрозрачный цветок сардаана — разновидность даурской лилии, которая растет в Якутии и является символом счастья. Бутон для художника является воплощением совершенной формы, которую создала сама природа. В то же время полуобнаженное тело мастера и плавные линии его фигуры перекликаются с формами изделий и очертаниями листьев на заднем плане.
По мысли Васильева, человек и окружающий его мир становятся единым целым. Поэтому автор поместил мастера в окружение деревянных изделий, в культуре народа саха этот материал ассоциируется с Древом жизни и символизирует плодородие и цикличность жизни. «Мастер любил и знал свою природу. Она помогала ему быть художником», — писал сам Васильев об этой гравюре и старых мастерах.
«Старые якутские мастера» — это гравюры, которые изображают традиционные ремесла народа саха. Автор признавался, что его «подкупают работы старых мастеров, в первую очередь, работающих по дереву». Художник ввел в серию образы вышивальщицы, и искусных резчиков по дереву, и сказителя-олонхосута. В этих людях художник видит выразителей древней народной культуры, которая является вечной. Образы мастеров и их занятия продолжают жить в современной Якутии.
«Сардаана» — это центральный лист серии. На нем Васильев изобразил мастера-резчика чоронов в окружении своих изделий. Чорон — национальный якутский сосуд для кисломолочного напитка — кумыса. Посуду изготавливали из березы, типичной формой является кубок на одной или трех ножках. Каждый предмет мастера вырезали вручную, поэтому чороны отличаются друг от друга, и каждый имеет отпечаток авторского почерка.
В левой руке герой гравюры держит нежный полупрозрачный цветок сардаана — разновидность даурской лилии, которая растет в Якутии и является символом счастья. Бутон для художника является воплощением совершенной формы, которую создала сама природа. В то же время полуобнаженное тело мастера и плавные линии его фигуры перекликаются с формами изделий и очертаниями листьев на заднем плане.
По мысли Васильева, человек и окружающий его мир становятся единым целым. Поэтому автор поместил мастера в окружение деревянных изделий, в культуре народа саха этот материал ассоциируется с Древом жизни и символизирует плодородие и цикличность жизни. «Мастер любил и знал свою природу. Она помогала ему быть художником», — писал сам Васильев об этой гравюре и старых мастерах.