В 1968 году якутский художник Владимир Карамзин создал серию работ «Праздник Ысыах». Для листов он использовал технику офорта. Ее название происходит от фр. «eau-forte» — «азотная кислота».
В рамках такого метода гравюры создавали из металлической доски, которую покрывали слоем лака. Сверху художник иглой процарапывал рисунок. Затем основу опускали в кислоту, которая воздействовала на места, где нет покрытия. С помощью глубины и толщины штрихов регулировали насыщенность цвета.
Карамзин посвятил цикл Ысыаху — якутскому празднику лета. Его отмечают в день летнего солнцестояния — 21 июня. На офортах художник изобразил традиционные этапы праздничных торжеств: питье кумыса — национального кисломолочного напитка, хороводные танцы и спортивные соревнования.
Лист, который представлен на экспозиции «Графика Якутии», художник озаглавил как «Осуохай». Это название древнего народного кругового танца якутов, который исполняли на Ысыахе. Люди брались за руки, шли по кругу и повторяли слова песни за запевалой. Так они благодарили солнце за то, что зима отступила и пришло лето.
Композиция листа создает впечатление многолюдного хороводного танца. Хотя на самом деле Карамзин изобразил трех человек: двух девушек и молодого человека. Посредством симметричных, повторяющихся линий художник придал движениям ритм, фигуры словно кружатся в танце.
Герои картины одеты в традиционные праздничные костюмы. Женское национальное платье для Ысыаха называлось халадай. Его дополняли безрукавкой и серебряными украшениями. Обязательной деталью мужской одежды был пояс. По виду и манере его ношения определяли социальный статус владельца, его имущественное положение и род занятий.
Фольклорные мотивы — основная тема творчества Карамзина. Он часто обращался к национальным обычаям и праздникам, а также к сюжетам из древнего героического эпоса «Олонхо». Художника включают в число мастеров, которые заложили фундамент якутской графической школы.
Он работал в жанрах пейзажа, портрета, книжной иллюстрации, но самые известные и ценные произведения он выполнил в черно-белой графике. Сейчас его работы хранятся в Третьяковской галерее в Москве, Дирекции выставок Союза художников России, а также в частных коллекциях.