Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство Якутии»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Якутка у коновязи

Время создания
1947 год
Размер
17х23х9,5 см
Техника
бивень мамонта, резьба
2
Открыть в приложении
#1
Попов В.П.
Якутка у коновязи
#2
Василий Попов — один из самых известных мастеров в Якутии. Он родился в потомственной семье косторезов: пять поколений его рода занимались этим ремеслом. Мальчик с детства вырезал фигурки из бивня мамонта и еще при жизни стал востребованным художником. Попов участвовал в многочисленных выставках и часто работал на заказ. Сейчас его работы хранятся в Художественном музее Республики Саха. 

Косторезное ремесло развивалось в Якутии с конца XVIII века. В качестве основного материала для изделий использовали бивень мамонта. Он хорошо поддается обработке и имеет различные цветовые градации: от бело-молочного до желтого и золотисто-коричневого оттенков. 

Изначально мастера специализировались на предметах быта: резали шкатулки, ларцы, подставки под часы, гребни. Со второй половины XIX века возник интерес к декоративным фигуркам и пространственной взаимосвязи фигур и предметов, различным сторонам жизни.

Статуэтку «Якутка у коновязи» Попов создал в 1947 году из бивня мамонта. Он выбрал простую и лаконичную композицию. Женщина стоит у трех столбов и держит на привязи коня, на котором надето богатое убранство. Автор расположил фигуры на плоской подставке, а на ее гранях вырезал свое имя и место изготовления.

Коновязь, или его также называют сэргэ, — это священный столб. Его устанавливали у жилых домов, и это означало, что у земли, на которой он стоит, есть хозяин. Существует поговорка: «Пока стоит сэргэ — семья жива». Название произошло от традиции привязывать к таким столбам коней. 

Лошадь служила не только средством передвижения, но и показателем статуса владельца. Поэтому якуты уделяли большое внимание украшению коня, а особенно седла. Для его оформления использовали разные декоративные техники: литье, чеканку, гравировку, чернение, золочение. 

Иногда их покрывали сплошной орнаментированной пластиной и сверху гравировали целые картины с изображением кентавра, льва, единорога, а также инициалы хозяина или автора.
«Якутка у коновязей» совмещает традиционные элементы, современный взгляд на культуру и поэтический склад мышления мастера.

Он использовал народные якутские образы, чтобы подчеркнуть национальный характер работы. Творчество Попова проложило основные линии, по которым дальше развивалось косторезное ремесло в Якутии, а с его именем стали связывать возрождение художественной резьбы по бивню мамонта. 
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Якутка у коновязи

Время создания
1947 год
Размер
17х23х9,5 см
Техника
бивень мамонта, резьба
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%