Василий Попов — один из самых известных мастеров в Якутии. Он родился в потомственной семье косторезов: пять поколений его рода занимались этим ремеслом. Мальчик с детства вырезал фигурки из бивня мамонта и еще при жизни стал востребованным художником. Попов участвовал в многочисленных выставках и часто работал на заказ. Сейчас его работы хранятся в Художественном музее Республики Саха.
Косторезное ремесло развивалось в Якутии с конца XVIII века. В качестве основного материала для изделий использовали бивень мамонта. Он хорошо поддается обработке и имеет различные цветовые градации: от бело-молочного до желтого и золотисто-коричневого оттенков.
Изначально мастера специализировались на предметах быта: резали шкатулки, ларцы, подставки под часы, гребни. Со второй половины XIX века возник интерес к декоративным фигуркам и пространственной взаимосвязи фигур и предметов, различным сторонам жизни.
Статуэтку «Якутка у коновязи» Попов создал в 1947 году из бивня мамонта. Он выбрал простую и лаконичную композицию. Женщина стоит у трех столбов и держит на привязи коня, на котором надето богатое убранство. Автор расположил фигуры на плоской подставке, а на ее гранях вырезал свое имя и место изготовления.
Коновязь, или его также называют сэргэ, — это священный столб. Его устанавливали у жилых домов, и это означало, что у земли, на которой он стоит, есть хозяин. Существует поговорка: «Пока стоит сэргэ — семья жива». Название произошло от традиции привязывать к таким столбам коней.
Лошадь служила не только средством передвижения, но и показателем статуса владельца. Поэтому якуты уделяли большое внимание украшению коня, а особенно седла. Для его оформления использовали разные декоративные техники: литье, чеканку, гравировку, чернение, золочение.
Иногда их покрывали сплошной орнаментированной пластиной и сверху гравировали целые картины с изображением кентавра, льва, единорога, а также инициалы хозяина или автора.
«Якутка у коновязей» совмещает традиционные элементы, современный взгляд на культуру и поэтический склад мышления мастера.
Он использовал народные якутские образы, чтобы подчеркнуть национальный характер работы. Творчество Попова проложило основные линии, по которым дальше развивалось косторезное ремесло в Якутии, а с его именем стали связывать возрождение художественной резьбы по бивню мамонта.