Ичиги — национальная обувь татарского народа. По одной версии, слово произошло от «чигелген итек», что переводится как «вышитые сапоги». По другой, «ичиг» — сокращение от «ичке читек», что переводится с татарского языка как «внутренний сапог». Это означало, что поверх ичигов всегда надевалась другая обувь — валенки или калоши. Входя в дом, человек снимал верхнюю обувь и оставался в красивых нарядных ичигах.
Ичиги собираются из кусочков кожи, на которых изображен узор. Кусочки сшиваются нитками — простыми, шелковыми, серебряными или золотыми. Шьют специальным татарским швом, который играет самостоятельную декоративную роль в ичиге.
Узор на ичигах — это татарский орнамент, который представляет собой абстрактные изображения или флору. Человек или животное не могут быть изображены на одежде, это запрещено исламом. Преимущественно узор делают в виде цветка, стебля со множеством завитков, семян. Обычная для ичигов картина: в самом низу — семечко (мужчина), чуть выше — росток (женщина), еще выше — цветок (семья), тянущийся к солнцу (благополучие).
Кожаная обувь была широко распространена среди городских жителей и зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой («читек») изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, у них сапожки были короче и без отворотов. Праздничным вариантом женской обуви были узорные «каюлы читек», выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Вышитую из кожи обувь могли позволить себе не все. Ичиги ценились не только на Руси, но и за рубежом. С начала XIX века обувь изменяется: у нее появляется каблук. Это решение навеяно модными тенденциями всего мира.
В экспозиции музея представлены ярко-красные кожаные ичиги, орнаментированные национальным узором. Они сшиты из юфти — это сорт мягкой кожи, изготовленной посредством сгонки, выгонки волос (шерсти), возможен вариант происхождения слова юфть от татарского «о’фе» — «выгонять», «сгонять». Ичиги украшены национальным орнаментом из кусочков кожи разного цвета — оранжевого, бежевого, коричневого.
Ичиги собираются из кусочков кожи, на которых изображен узор. Кусочки сшиваются нитками — простыми, шелковыми, серебряными или золотыми. Шьют специальным татарским швом, который играет самостоятельную декоративную роль в ичиге.
Узор на ичигах — это татарский орнамент, который представляет собой абстрактные изображения или флору. Человек или животное не могут быть изображены на одежде, это запрещено исламом. Преимущественно узор делают в виде цветка, стебля со множеством завитков, семян. Обычная для ичигов картина: в самом низу — семечко (мужчина), чуть выше — росток (женщина), еще выше — цветок (семья), тянущийся к солнцу (благополучие).
Кожаная обувь была широко распространена среди городских жителей и зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой («читек») изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, у них сапожки были короче и без отворотов. Праздничным вариантом женской обуви были узорные «каюлы читек», выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Вышитую из кожи обувь могли позволить себе не все. Ичиги ценились не только на Руси, но и за рубежом. С начала XIX века обувь изменяется: у нее появляется каблук. Это решение навеяно модными тенденциями всего мира.
В экспозиции музея представлены ярко-красные кожаные ичиги, орнаментированные национальным узором. Они сшиты из юфти — это сорт мягкой кожи, изготовленной посредством сгонки, выгонки волос (шерсти), возможен вариант происхождения слова юфть от татарского «о’фе» — «выгонять», «сгонять». Ичиги украшены национальным орнаментом из кусочков кожи разного цвета — оранжевого, бежевого, коричневого.