Ичиги — удивительно красивые, хорошо продуманные и функциональные татарские сапожки. Ичиги также известны среди других народов Сибири, Дальнего Востока и Кавказа. Эта обувь связана с традициями обработки кожи и искусством кочевых народов Евразии. Она широко распространена у татар разных регионов и является частью национального костюма.
Изготовление ичигов татарами долгое время было домашним ремеслом. Начиная с XIX века это занятие превращается в организованный промысел, создаются мануфактуры. В Казани существовало более 30 кожевенных производств, в ичижном ремесле было занято несколько десятков тысяч человек, а общее производство кожаной мозаичной обуви, по данным некоторых исследователей, достигало трех миллионов пар в год!
В 1825 году в селе Ембаево на средства купца Габдуллы Ниязова было открыто свое кожевенное предприятие, которое выпускало до четырех тысяч пар кожаной обуви в год. Изготавливали кожу двух видов: сафьян — тонкую и мягкую разноцветную кожу, выделанную в основном из козьих шкур, и юфть — более толстую, но тоже мягкую кожу из шкур крупного рогатого скота.
Если однотонные ичиги были малооригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. Узоры на ичигах несут определенный смысл. Они выполнены в древних языческих традициях, когда орнаменты являлись своего рода текстами. Когда именно появились первые татарские узорные ичиги, наука пока не установила. Самые старинные из сохранившихся относятся к XVIII веку, но ученые предполагают, что они существовали гораздо раньше.
Сапоги шили из разноцветной мягкой кожи. Расстояние между кусочками материала когда-то давно неизвестный гениальный мастер придумал заполнять крученой цветной нитью. Украшали ичиги узорами из кожи разных цветов. Орнамент был основан на растительных мотивах: тюльпан, пальмовый лист, многолепестковая розетка. На девичьих ичигах часто изображали сердечки — древний булгарский символ целомудрия и непорочности.
Изготовление ичигов татарами долгое время было домашним ремеслом. Начиная с XIX века это занятие превращается в организованный промысел, создаются мануфактуры. В Казани существовало более 30 кожевенных производств, в ичижном ремесле было занято несколько десятков тысяч человек, а общее производство кожаной мозаичной обуви, по данным некоторых исследователей, достигало трех миллионов пар в год!
В 1825 году в селе Ембаево на средства купца Габдуллы Ниязова было открыто свое кожевенное предприятие, которое выпускало до четырех тысяч пар кожаной обуви в год. Изготавливали кожу двух видов: сафьян — тонкую и мягкую разноцветную кожу, выделанную в основном из козьих шкур, и юфть — более толстую, но тоже мягкую кожу из шкур крупного рогатого скота.
Если однотонные ичиги были малооригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. Узоры на ичигах несут определенный смысл. Они выполнены в древних языческих традициях, когда орнаменты являлись своего рода текстами. Когда именно появились первые татарские узорные ичиги, наука пока не установила. Самые старинные из сохранившихся относятся к XVIII веку, но ученые предполагают, что они существовали гораздо раньше.
Сапоги шили из разноцветной мягкой кожи. Расстояние между кусочками материала когда-то давно неизвестный гениальный мастер придумал заполнять крученой цветной нитью. Украшали ичиги узорами из кожи разных цветов. Орнамент был основан на растительных мотивах: тюльпан, пальмовый лист, многолепестковая розетка. На девичьих ичигах часто изображали сердечки — древний булгарский символ целомудрия и непорочности.