Саратовская гармоника издавна считается своеобразной визитной карточкой, символом Саратовского края. В России гармоника появилась в 30-х годах XIX века. К концу столетия инструмент производили во многих городах страны, известны были череповецкие, вятские, невские, нижегородские, ливенские, саратовские гармоники. Они различались внешней формой и построением звукоряда.
С 1860-х годов саратовские мастера, занимавшиеся ремонтом привозных гармоник, стали создавать инструменты, которые отличались от остальных особой силой звучания, своеобразным тембром и наличием колокольчиков. Гармоника с колокольчиками быстро вошла в народный быт и получила широкое распространение. Кроме колокольчиков саратовская гармоника имела еще один отличительный внешний признак — «лиру», декоративную отделку резонаторного отверстия. В 1870 году в Саратове открылась гармонная мастерская. Ее основателем стал Николай Корелин — первый саратовский мастер, который получил свидетельство на право заниматься гармонным промыслом. Такое свидетельство можно было получить только после прохождения теоретических и практических испытаний в Саратовской ремесленной управе.
В начале XX века в Саратове уже насчитывалось восемь мастерских по производству гармоник. Мастерская занимала небольшое помещение. Основную работу по ремонту инструмента проводил мастер, которому помогали подмастерья и ученики. Среди самых известных мастеров следует отметить учеников Николая Корелина — Дмитрия Жаркова, Михаила Корелина и Хрисанфа Артемьева. Заказы им приходили из волжских и сибирских городов, с Дальнего Востока и юга России. Гармоники этих мастеров можно увидеть в музейной коллекции.
В 1920-х годах кустари-гармошечники объединились в артель «Саратовская гармонь» (позднее — артель «Музыка»). Артель со временем превратилась в современное поточное производство с выпуском до восьми тысяч гармоней в год.
Популярность музыкального инструмента была необычайна. В годы Великой Отечественной войны многие саратовцы брали гармонику с собой на фронт. В послевоенное время практически во всех Домах культуры были свои ансамбли саратовской гармоники. И хотя фабрики по производству саратовских гармоней больше не существует, инструмент не забыт и в наши дни.
С 1860-х годов саратовские мастера, занимавшиеся ремонтом привозных гармоник, стали создавать инструменты, которые отличались от остальных особой силой звучания, своеобразным тембром и наличием колокольчиков. Гармоника с колокольчиками быстро вошла в народный быт и получила широкое распространение. Кроме колокольчиков саратовская гармоника имела еще один отличительный внешний признак — «лиру», декоративную отделку резонаторного отверстия. В 1870 году в Саратове открылась гармонная мастерская. Ее основателем стал Николай Корелин — первый саратовский мастер, который получил свидетельство на право заниматься гармонным промыслом. Такое свидетельство можно было получить только после прохождения теоретических и практических испытаний в Саратовской ремесленной управе.
В начале XX века в Саратове уже насчитывалось восемь мастерских по производству гармоник. Мастерская занимала небольшое помещение. Основную работу по ремонту инструмента проводил мастер, которому помогали подмастерья и ученики. Среди самых известных мастеров следует отметить учеников Николая Корелина — Дмитрия Жаркова, Михаила Корелина и Хрисанфа Артемьева. Заказы им приходили из волжских и сибирских городов, с Дальнего Востока и юга России. Гармоники этих мастеров можно увидеть в музейной коллекции.
В 1920-х годах кустари-гармошечники объединились в артель «Саратовская гармонь» (позднее — артель «Музыка»). Артель со временем превратилась в современное поточное производство с выпуском до восьми тысяч гармоней в год.
Популярность музыкального инструмента была необычайна. В годы Великой Отечественной войны многие саратовцы брали гармонику с собой на фронт. В послевоенное время практически во всех Домах культуры были свои ансамбли саратовской гармоники. И хотя фабрики по производству саратовских гармоней больше не существует, инструмент не забыт и в наши дни.