В выставочном зале хранится листовка с приказом № 1 начальника гарнизона Саратова от 12 сентября 1942 года. Приказ был издан в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР, который извещал о введении в Саратове военного положения. Устанавливалось время работы учреждений и организаций, в том числе магазинов, рынков, предприятий общественного питания и коммунального обслуживания. Запрещалось фотографирование и киносъемка в пределах Саратова без разрешения коменданта города. Ограничивалось движение всех видов транспорта и пешеходов, за исключением имеющих специальные пропуска. В примечании отмечалось, что во время воздушной тревоги транспорт и пешеходы должны действовать в соответствии с правилами местной противовоздушной обороны. За невыполнение приказа полагалось наказание по законам военного времени.
Начавшаяся война изменила облик Саратова и ритм его жизни. Уже 12 августа 1941 года было объявлено полное затемнение. На улицах города спешно готовили противовоздушные объекты — щели и укрытия, проводили работы по маскировке и светомаскировке предприятий и жилых домов. Усилили охрану нефтеперегонного завода им. С.М. Кирова, авиазавода и других стратегических объектов.
В 1942–1943 годах Саратов подвергался жестоким бомбардировкам. Первые удары немецкая авиация нанесла по цехам Саратовского подшипникового завода. Особенно интенсивными воздушные бомбардировки были в сентябре 1942 года, в разгар боёв в Сталинграде. Фашистская авиация неоднократно минировала Волгу, наносила удары по караванам судов, перевозивших военные грузы и нефтепродукты, пыталась вывести из строя железнодорожный мост. Частично был разрушен авиационный завод. Руководство завода приняло решение восстановить предприятие в кратчайшие сроки, и уже на пятые сутки в наспех построенных из фанеры корпусах и армейских палатках началась сборка самолётов. Производство полностью восстановили за 78 дней. Всего на Саратов было совершено 25 воздушных налётов, сброшено около 7 тысяч авиабомб. Погибло более 400 мирных жителей.
Начавшаяся война изменила облик Саратова и ритм его жизни. Уже 12 августа 1941 года было объявлено полное затемнение. На улицах города спешно готовили противовоздушные объекты — щели и укрытия, проводили работы по маскировке и светомаскировке предприятий и жилых домов. Усилили охрану нефтеперегонного завода им. С.М. Кирова, авиазавода и других стратегических объектов.
В 1942–1943 годах Саратов подвергался жестоким бомбардировкам. Первые удары немецкая авиация нанесла по цехам Саратовского подшипникового завода. Особенно интенсивными воздушные бомбардировки были в сентябре 1942 года, в разгар боёв в Сталинграде. Фашистская авиация неоднократно минировала Волгу, наносила удары по караванам судов, перевозивших военные грузы и нефтепродукты, пыталась вывести из строя железнодорожный мост. Частично был разрушен авиационный завод. Руководство завода приняло решение восстановить предприятие в кратчайшие сроки, и уже на пятые сутки в наспех построенных из фанеры корпусах и армейских палатках началась сборка самолётов. Производство полностью восстановили за 78 дней. Всего на Саратов было совершено 25 воздушных налётов, сброшено около 7 тысяч авиабомб. Погибло более 400 мирных жителей.