В крестьянской среде каждая женщина шила одежду для своей семьи самостоятельно. Русские крестьяне относились к полотну особенно бережно — ни один лоскут не выбрасывался. Это связано с чрезвычайной трудоемкостью производства домотканины. Следует отметить, что изготовление одежды включало в себя не только пошив сарафана или рубахи. Начинался этот процесс с выращивания и обработки льна, осенью переходили к прядению, весной — к ткачеству, а заканчивалась эта работа декоративной отделкой готового изделия — вышивкой или пришиванием плетёного кружева, фабричной тесьмы.
Одежда служила не только практическим целям, но и выполняла обережные функции. Например, чтобы обезопасить новорожденного от козней нечистой силы, мальчика на несколько минут заворачивали в мужскую рубаху, а девочку — в женскую. Пеленки и свивальник (длинный пояс для фиксирования пеленок) делали из старой родительской одежды. С одной стороны, так наделяли ребенка долей-судьбой, а с другой, чисто практической точки зрения, ношеная и многократно выстиранная и отбитая вальком ткань была значительно мягче нового домотканого полотна.
Русские крестьянки при изготовлении детской одежды перекраивали собственные рубахи и сарафаны. В экспозиции представлен именно такой перешитый сарафан. Изначально это был поясной сарафан с более длинными плечевыми лямками. Для того, чтобы его могла надеть девочка-подросток, лямки укоротили и ушили талию. Хорошая сохранность сарафана объясняется тем, что из сундука его доставали несколько раз в год в праздничные дни, повседневной домашней работой в нём не занимались.
Крестьянских девочек матери или бабушки начинали обучать прядению льняного или шерстяного волокна в семь-девять лет. Затем они постепенно осваивали вышивку, ткачество и другие виды рукоделия, чтобы до свадьбы успеть приготовить себе приданое, значительную часть которого составляли предметы из ткани — одежда праздничная и повседневная, полотенца, постельное белье. Одежду для будущей замужней жизни старались приготовить в нескольких комплектах: для ношения в молодом, среднем и пожилом возрасте. По народным представлениям платье, сшитое в самом цветущем возрасте на пике жизненной силы, сохраняло в себе магическую силу молодости и подпитывало ею владельца на протяжении всей жизни.
Одежда служила не только практическим целям, но и выполняла обережные функции. Например, чтобы обезопасить новорожденного от козней нечистой силы, мальчика на несколько минут заворачивали в мужскую рубаху, а девочку — в женскую. Пеленки и свивальник (длинный пояс для фиксирования пеленок) делали из старой родительской одежды. С одной стороны, так наделяли ребенка долей-судьбой, а с другой, чисто практической точки зрения, ношеная и многократно выстиранная и отбитая вальком ткань была значительно мягче нового домотканого полотна.
Русские крестьянки при изготовлении детской одежды перекраивали собственные рубахи и сарафаны. В экспозиции представлен именно такой перешитый сарафан. Изначально это был поясной сарафан с более длинными плечевыми лямками. Для того, чтобы его могла надеть девочка-подросток, лямки укоротили и ушили талию. Хорошая сохранность сарафана объясняется тем, что из сундука его доставали несколько раз в год в праздничные дни, повседневной домашней работой в нём не занимались.