Искусство набойки на Руси процветало в течение нескольких столетий. По предположению профессора Н.Н. Соболева первыми набойщиками были иконописцы-травщики — мастера, изображавшие на иконах растения и пейзажи — поскольку они были хорошо знакомы с красками и техникой живописи. В документальных источниках можно найти многочисленные упоминания о набойчатых тканях. Простое домотканое полотно, расцвеченное причудливыми узорами, находило широкое применение — из него шили повседневную и праздничную одежду, облачения священнослужителей, делали знамёна для полков, завесы, шатры, переплетали книги, оклеивали сундуки.
Набивные ткани были яркими, нарядными, декоративными. Большей части населения России — крестьянству — не были доступны дорогие привозные ткани: шёлк, бархат, атлас, их заменяла набойка. По своему внешнему виду и способу изготовления её можно сравнить с гравюрой на хосте. Это сравнение вполне уместно, поскольку источниками вдохновения для мастеров-кустарей были гравированные книжные иллюстрации, лубочные картинки. Орнамент набойки всегда графически чёткий, линейный, в нём не использовались оттенки и полутона.
Кустарные красильно-набивные мастерские в большинстве своём были семейными предприятиями. Секреты мастерства хранились в строжайшей тайне и передавались из поколения в поколение. Составы красок были известны только хозяину и его доверенным лицам. Рецепты шифровались, чтобы ими не могли воспользоваться конкуренты. Набойные доски-манеры тщательно берегли и ремонтировали для увеличения срока службы.
Набивные ткани были яркими, нарядными, декоративными. Большей части населения России — крестьянству — не были доступны дорогие привозные ткани: шёлк, бархат, атлас, их заменяла набойка. По своему внешнему виду и способу изготовления её можно сравнить с гравюрой на хосте. Это сравнение вполне уместно, поскольку источниками вдохновения для мастеров-кустарей были гравированные книжные иллюстрации, лубочные картинки. Орнамент набойки всегда графически чёткий, линейный, в нём не использовались оттенки и полутона.
Кустарные красильно-набивные мастерские в большинстве своём были семейными предприятиями. Секреты мастерства хранились в строжайшей тайне и передавались из поколения в поколение. Составы красок были известны только хозяину и его доверенным лицам. Рецепты шифровались, чтобы ими не могли воспользоваться конкуренты. Набойные доски-манеры тщательно берегли и ремонтировали для увеличения срока службы.