Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Красота и польза»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Платок с набойкой

Время создания
конец XIX – начало ХХ века
Место создания
Тверская губерния
Размер
89x85 см
Техника
ткань, ручная набойка
Коллекция
Музей тверского быта
1
Открыть в приложении
#2
Искусство набойки на Руси процветало в течение нескольких столетий. По предположению профессора Н.Н. Соболева первыми набойщиками были иконописцы-травщики — мастера, изображавшие на иконах растения и пейзажи — поскольку они были хорошо знакомы с красками и техникой живописи. В документальных источниках можно найти многочисленные упоминания о набойчатых тканях. Простое домотканое полотно, расцвеченное причудливыми узорами, находило широкое применение — из него шили повседневную и праздничную одежду, облачения священнослужителей, делали знамёна для полков, завесы, шатры, переплетали книги, оклеивали сундуки.
 
Набивные ткани были яркими, нарядными, декоративными. Большей части населения России — крестьянству — не были доступны дорогие привозные ткани: шёлк, бархат, атлас, их заменяла набойка. По своему внешнему виду и способу изготовления её можно сравнить с гравюрой на хосте. Это сравнение вполне уместно, поскольку источниками вдохновения для мастеров-кустарей были гравированные книжные иллюстрации, лубочные картинки. Орнамент набойки всегда графически чёткий, линейный, в нём не использовались оттенки и полутона.
 
Кустарные красильно-набивные мастерские в большинстве своём были семейными предприятиями. Секреты мастерства хранились в строжайшей тайне и передавались из поколения в поколение. Составы красок были известны только хозяину и его доверенным лицам. Рецепты шифровались, чтобы ими не могли воспользоваться конкуренты. Набойные доски-манеры тщательно берегли и ремонтировали для увеличения срока службы.
#4

Красильно-набивной промысел в Тверской губернии

#5
Красильно-набивной промысел был выгодным занятием, в некоторых губерниях им кормились целые уезды. В Тверской губернии в середине XIX века работало 63 заведения, центрами крашенинного производства были Осташковский, Корчевской, Калязинский, Ржевский, Кашинский, Бежецкий, Вышневолоцкий, Тверской и Старицкий уезды. Набойщики и синильщики из этих мест не только работали дома, но и занимались отхожим промыслом. Тверские набойные доски продавалась на крупных российских ярмарках, их охотно покупали мастера из других губерний.
читать дальшескрыть

Платок с набойкой

Время создания
конец XIX – начало ХХ века
Место создания
Тверская губерния
Размер
89x85 см
Техника
ткань, ручная набойка
Коллекция
Музей тверского быта
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%