Народная одежда Тверского края относится к северо-великорусскому типу. Сарафанный комплекс, включавший в себя рубаху, сарафан, пояс, иногда передник, сложился на рубеже XVII–XVIII веков. Сарафан носили не только крестьянки, но и купчихи, мещанки, придерживавшиеся старинных русских обычаев. На протяжении долгого времени крой и декоративные элементы народной одежды оставались почти без изменений, несмотря на появление в XIX веке машинного кружева, анилиновых красителей, фабричных тканей. Городская мода постепенно проникала в деревню и вносила свои изменения в народную одежду, и тем не менее старинного кроя рубахи, сарафаны и косоворотки сохранились в обиходе вплоть до 1920-х гг. В начале ХХ века традиционные рубахи и сарафаны использовались преимущественно как свадебный наряд.
Сарафан, экспонируемый в Музее тверского быта относится к типу распашных, в Тверской губернии в народе их называли ферязями или косоклинными сарафанами. Шился он из трёх полотнищ ткани — одного сзади и двух спереди. В нижней части сарафана в боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы. Узкие лямки выкраивались из передних полотнищ ткани. Рубахи, надевавшиеся под косоклинный сарафан, отличались богатым декором рукавов и верхней части.
Хорошая сохранность сарафана объясняется тем, что надевали его редко — по большим праздникам несколько раз в год. Крестьяне высоко ценили и тщательно берегли праздничную одежду, передавая нарядные рубахи и сарафаны из поколения в поколение. Это обусловлено высокими трудозатратами при изготовлении праздничной одежды и использованием покупной фурнитуры — пуговиц, галунов, кумача. В то же время создание праздничного сарафана давало крестьянке редкую возможность в полной мере проявить свои эстетические вкусы, мастерство и фантазию.
Сарафан, экспонируемый в Музее тверского быта относится к типу распашных, в Тверской губернии в народе их называли ферязями или косоклинными сарафанами. Шился он из трёх полотнищ ткани — одного сзади и двух спереди. В нижней части сарафана в боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы. Узкие лямки выкраивались из передних полотнищ ткани. Рубахи, надевавшиеся под косоклинный сарафан, отличались богатым декором рукавов и верхней части.
Хорошая сохранность сарафана объясняется тем, что надевали его редко — по большим праздникам несколько раз в год. Крестьяне высоко ценили и тщательно берегли праздничную одежду, передавая нарядные рубахи и сарафаны из поколения в поколение. Это обусловлено высокими трудозатратами при изготовлении праздничной одежды и использованием покупной фурнитуры — пуговиц, галунов, кумача. В то же время создание праздничного сарафана давало крестьянке редкую возможность в полной мере проявить свои эстетические вкусы, мастерство и фантазию.