Калязинское кружевоплетение является одним из старейших кружевных промыслов в России. Начальной точкой отсчета в его истории считается 1654 год. В это время в Москве свирепствовало моровое поветрие. Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, вместе с детьми, патриархом Никоном и всем двором пережидала эпидемию в Калязинском Троицком Макариевом мужском монастыре. Вместе с ней здесь находились и девушки, обученные плести кружева из золотных и серебряных нитей. По всей видимости, эти мастерицы и научили жительниц подмонастырских слобод своему изящному рукоделию. Развитию в Калязине кружевного промысла способствовало и то, что в Калязине проживало значительное количество кустарей-позолотчиков и существовало местное производство сусального золота.
На рубеже XVII–XVIII веков в российском светском обществе произошла резкая смена моды. Это привело к значительному увеличению спроса на шелковое и льняное кружево. Следуя веяниям времени, калязинские мастерицы стали выплетать все меньше металлических кружев и все больше нитяных.
Обучение девочек кружевоплетению начиналось в 8–9-летнем возрасте в семьях у матерей и сестёр. В этом возрасте они учились понемногу и только в каникулярное время, поскольку калязинские мещане, даже самые небогатые, стремились дать своим дочерям школьное образование. В 12 лет начиналось более обстоятельное и подробное обучение.
Кружева плели дома в так называемой чистой горнице. Инструменты для этого рукоделия нужны нехитрые — валик, плотно набитый сеном, деревянные коклюшки и медные булавки. Валик каждая плетея изготавливала самостоятельно. Коклюшки заказывались мастерам (чаще — пастухам), за 100 штук коклюшек среднего размера платили около 75 копеек. Булавки стоили 15 копеек за 300 штук. Нитками и сколками кружевниц снабжали скупщицы, выдавая очередной заказ. Некоторые особенно талантливые мастерицы умели рисовать сколки сами, другие же копировали сколки, привезенные скупщицами. Продажа сколков была дополнительным источником дохода для кружевниц.
На рубеже XVII–XVIII веков в российском светском обществе произошла резкая смена моды. Это привело к значительному увеличению спроса на шелковое и льняное кружево. Следуя веяниям времени, калязинские мастерицы стали выплетать все меньше металлических кружев и все больше нитяных.
Обучение девочек кружевоплетению начиналось в 8–9-летнем возрасте в семьях у матерей и сестёр. В этом возрасте они учились понемногу и только в каникулярное время, поскольку калязинские мещане, даже самые небогатые, стремились дать своим дочерям школьное образование. В 12 лет начиналось более обстоятельное и подробное обучение.
Кружева плели дома в так называемой чистой горнице. Инструменты для этого рукоделия нужны нехитрые — валик, плотно набитый сеном, деревянные коклюшки и медные булавки. Валик каждая плетея изготавливала самостоятельно. Коклюшки заказывались мастерам (чаще — пастухам), за 100 штук коклюшек среднего размера платили около 75 копеек. Булавки стоили 15 копеек за 300 штук. Нитками и сколками кружевниц снабжали скупщицы, выдавая очередной заказ. Некоторые особенно талантливые мастерицы умели рисовать сколки сами, другие же копировали сколки, привезенные скупщицами. Продажа сколков была дополнительным источником дохода для кружевниц.