Калязинское кружевоплетение является одним из старейших кружевных промыслов в России. Начальной точкой отсчета в его истории считается 1654 год. В это время в Москве свирепствовало моровое поветрие. Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, вместе с детьми, патриархом Никоном и всем двором пережидала эпидемию в Калязинском Троицком Макариевом мужском монастыре. Вместе с ней здесь находились и девушки, обученные плести кружева из золотных и серебряных нитей. По всей видимости, эти мастерицы и научили жительниц подмонастырских слобод своему изящному рукоделию. Развитию в Калязине кружевного промысла способствовало и то, что в Калязине проживало значительное количество кустарей-позолотчиков и существовало местное производство сусального золота.
Металлическое золотное или серебряное кружево с момента своего появления и до XVIII века было предметом роскоши. Основными его потребителями были церковь и знать. Цена кружева определялась за золотник, то есть главной ценностью считался его материал — золото или серебро. На протяжении XVII столетия средняя стоимость золотника равнялась 5 алтынам 4 деньгам. Один аршин (мера длины равная 71,12 см) золотого или серебряного кружева при средней ширине в пять сантиметров стоил целое состояние восемнадцать — двадцать рублей золотом.
Нить для плетения металлического кружева сначала привозили из-за границы, об этом свидетельствуют торговые книги и свидетельства иностранных путешественников. В XVII веке появились первые мастерские при дворе русских государей, которые выполняли заказы только для нужд царской семьи. В XVIII веке стали открываться частные волочильные и сусальные производства.
Металлическое золотное или серебряное кружево с момента своего появления и до XVIII века было предметом роскоши. Основными его потребителями были церковь и знать. Цена кружева определялась за золотник, то есть главной ценностью считался его материал — золото или серебро. На протяжении XVII столетия средняя стоимость золотника равнялась 5 алтынам 4 деньгам. Один аршин (мера длины равная 71,12 см) золотого или серебряного кружева при средней ширине в пять сантиметров стоил целое состояние восемнадцать — двадцать рублей золотом.
Нить для плетения металлического кружева сначала привозили из-за границы, об этом свидетельствуют торговые книги и свидетельства иностранных путешественников. В XVII веке появились первые мастерские при дворе русских государей, которые выполняли заказы только для нужд царской семьи. В XVIII веке стали открываться частные волочильные и сусальные производства.
Сначала мастер из драгоценного металла вытягивал тончайшую проволочку — волочейку. Затем эту проволочку по спирали плотно накручивали на шёлковую нить-основу. Процесс изготовления канители долгий, сложный и трудоёмкий, отсюда и появилось известное выражение «тянуть канитель».
На рубеже XVII–XVIII веков в России в дворянской среде произошла резкая смена моды. Это привело к значительному увеличению спроса на шёлковое и льняное кружево. Следуя веяниям времени, калязинские мастерицы стали выплетать всё меньше металлических кружев и всё больше нитяных. Основным материалом кружевниц стала тончайшая льняная «паутинишная» нить, которую пряли в крепостных помещичьих мастерских.
На рубеже XVII–XVIII веков в России в дворянской среде произошла резкая смена моды. Это привело к значительному увеличению спроса на шёлковое и льняное кружево. Следуя веяниям времени, калязинские мастерицы стали выплетать всё меньше металлических кружев и всё больше нитяных. Основным материалом кружевниц стала тончайшая льняная «паутинишная» нить, которую пряли в крепостных помещичьих мастерских.