Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Красота и польза»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Покров малый

Время создания
XVIII век
Размер
46x33 см
Техника
парча, шёлк, нить шёлковая, нить металлическая
Коллекция
Музей тверского быта
2
Открыть в приложении
#2
Калязинское кружевоплетение является одним из старейших кружевных промыслов в России. Начальной точкой отсчета в его истории считается 1654 год. В это время в Москве свирепствовало моровое поветрие. Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича, вместе с детьми, патриархом Никоном и всем двором пережидала эпидемию в Калязинском Троицком Макариевом мужском монастыре. Вместе с ней здесь находились и девушки, обученные плести кружева из золотных и серебряных нитей. По всей видимости, эти мастерицы и научили жительниц подмонастырских слобод своему изящному рукоделию. Развитию в Калязине кружевного промысла способствовало и то, что в Калязине проживало значительное количество кустарей-позолотчиков и существовало местное производство сусального золота.

Металлическое золотное или серебряное кружево с момента своего появления и до XVIII века было предметом роскоши. Основными его потребителями были церковь и знать. Цена кружева определялась за золотник, то есть главной ценностью считался его материал — золото или серебро. На протяжении XVII столетия средняя стоимость золотника равнялась 5 алтынам 4 деньгам. Один аршин (мера длины равная 71,12 см) золотого или серебряного кружева при средней ширине в пять сантиметров стоил целое состояние восемнадцать — двадцать рублей золотом.

Нить для плетения металлического кружева сначала привозили из-за границы, об этом свидетельствуют торговые книги и свидетельства иностранных путешественников. В XVII веке появились первые мастерские при дворе русских государей, которые выполняли заказы только для нужд царской семьи. В XVIII веке стали открываться частные волочильные и сусальные производства.

Сначала мастер из драгоценного металла вытягивал тончайшую проволочку — волочейку. Затем эту проволочку по спирали плотно накручивали на шёлковую нить-основу. Процесс изготовления канители долгий, сложный и трудоёмкий, отсюда и появилось известное выражение «тянуть канитель».

На рубеже XVII–XVIII веков в России в дворянской среде произошла резкая смена моды. Это привело к значительному увеличению спроса на шёлковое и льняное кружево. Следуя веяниям времени, калязинские мастерицы стали выплетать всё меньше металлических кружев и всё больше нитяных. Основным материалом кружевниц стала тончайшая льняная «паутинишная» нить, которую пряли в крепостных помещичьих мастерских.
читать дальшескрыть

Покров малый

Время создания
XVIII век
Размер
46x33 см
Техника
парча, шёлк, нить шёлковая, нить металлическая
Коллекция
Музей тверского быта
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%