В традиционный чувашский женский наряд входит уникальное поясное украшение — сара или сары. В экспозиции музея находится относительно современное чувашское поясное украшение с красной основой, оно изготовлено в ХХ веке. Обычно сара вышивали шерстяными и шелковыми нитками, а также украшали нашивками. Нередко внешний вид сара обогащала длинная бахрома, а орнаментальные узоры могли символизировать народные чувашские представления об устройстве мира. Также использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев. Зачастую они могли быть вышиты перевитью — ажурной цветной вышивкой. В качестве основы при этом использовали крупнозернистый домотканый холст.
В XIX веке для производства чувашских поясных украшений стали внедряться новые фабричные ткани и материалы, а также небольшие ремесленные декоративные элементы от татарских и русских мастеров. С конца этого же столетия особым изыском стало считаться вышивание на сара узоров на более тонких бумажных тканях и красном шелке. Мотивы узоров при этом были очень разнообразными: косые кресты, небольшие восьмиконечные звезды, многочисленные вариации ромбов.
Все сара имеют двухчастную конструкцию, обе вышитые половины соединяются только боковыми сторонами, скрепляясь лишь в четырех точках с небольшим наложением друг на друга. Сара чувашей из разных регионов отличаются вытянутыми пропорциями, небольшой площадью круговой кумачовой обшивки, применением разных цветов.
Чувашские женские украшения содержали не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы архаического миропонимания. Чувашские украшения отличаются довольно сложными формами, поэтому они трудоемки в изготовлении. Помимо этого для изготовления украшений использовались достаточно редкие и дорогие материалы. Дополнительными материалами для изготовления чувашских украшений были продукты животноводства и земледелия — сыромятная и выделанная кожа, плотный холст пир, войлок, сукно тăла, конский волос хĕлĕх. Интересно, что чуваши не применяли в декоративных целях бересту, луб, древесину, мех, пух или птичьи перья. По крайней мере, сегодня таких этнографических свидетельств нет.
В XIX веке для производства чувашских поясных украшений стали внедряться новые фабричные ткани и материалы, а также небольшие ремесленные декоративные элементы от татарских и русских мастеров. С конца этого же столетия особым изыском стало считаться вышивание на сара узоров на более тонких бумажных тканях и красном шелке. Мотивы узоров при этом были очень разнообразными: косые кресты, небольшие восьмиконечные звезды, многочисленные вариации ромбов.
Все сара имеют двухчастную конструкцию, обе вышитые половины соединяются только боковыми сторонами, скрепляясь лишь в четырех точках с небольшим наложением друг на друга. Сара чувашей из разных регионов отличаются вытянутыми пропорциями, небольшой площадью круговой кумачовой обшивки, применением разных цветов.
Чувашские женские украшения содержали не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы архаического миропонимания. Чувашские украшения отличаются довольно сложными формами, поэтому они трудоемки в изготовлении. Помимо этого для изготовления украшений использовались достаточно редкие и дорогие материалы. Дополнительными материалами для изготовления чувашских украшений были продукты животноводства и земледелия — сыромятная и выделанная кожа, плотный холст пир, войлок, сукно тăла, конский волос хĕлĕх. Интересно, что чуваши не применяли в декоративных целях бересту, луб, древесину, мех, пух или птичьи перья. По крайней мере, сегодня таких этнографических свидетельств нет.