Устройства для нагревания напитков существовали с глубокой древности в самых разных культурах. Одно из самых примечательных приспособлений — древнеримская аутепса, которая работала по тому же принципу, что и самовар.
Происхождение русского самовара все еще остается открытым вопросом. Традиционная версия указывает нам на Тульские заводы братьев Лисицыных, где производство самоваров началось в 1778 году. Но кроме Тулы на звание родины русского самовара претендуют еще два места на Урале — заводы Демидовых и Иргинский завод. Известен очень интересный документ 1740-го года, где рассказывается о конфискации на екатеринбургской таможне. В списке реквизированных товаров был «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы», а именно работы Иргинского завода.
В конце XVIII столетия самовар приобрел современный облик и стал довольно сложной конструкцией: трубой-жаровней с поддувалами, поддоном, краном, ручкой, держателями, конфорками, крышками, колпачками и заглушками.
Самовары были распространены на Руси повсеместно. Они делались не только по установленному образцу, но и с учетом пожеланий заказчика: самых разных размеров, сувенирные, декорированные, в виде ваз, банок, рюмок, бочонков, шаров, звезд, сапог, поездов, пушек и даже дулей. Фантазии ремесленников не было предела. Самовары были очень дорогими, и только обеспеченные люди могли позволить себе такую покупку. В середине XIX века, во время царствования Николая I, средний самовар стоил от 5 до 7 рублей. По тем временам на эти деньги можно было купить корову.
В течение всего XIX века самовары делали из меди или из сплава на ее основе — латуни. Классическая латунь имеет соломенно-желтый цвет, похожий на золото. Когда в латуни меди было больше 80%, сплав приобретал характерный красноватый цвет. Такой сплав назывался томпак, а сам самовар, соответственно, томпаковым.
Форм самоваров, или, как говорили в народе, «фасонов», — десятки. Самым популярным был простой «самовар-банка». Далее по популярности шел «самовар-рюмка», который был заужен к низу. Именно такую форму имеет самовар из музейной коллекции.
Происхождение русского самовара все еще остается открытым вопросом. Традиционная версия указывает нам на Тульские заводы братьев Лисицыных, где производство самоваров началось в 1778 году. Но кроме Тулы на звание родины русского самовара претендуют еще два места на Урале — заводы Демидовых и Иргинский завод. Известен очень интересный документ 1740-го года, где рассказывается о конфискации на екатеринбургской таможне. В списке реквизированных товаров был «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы», а именно работы Иргинского завода.
В конце XVIII столетия самовар приобрел современный облик и стал довольно сложной конструкцией: трубой-жаровней с поддувалами, поддоном, краном, ручкой, держателями, конфорками, крышками, колпачками и заглушками.
Самовары были распространены на Руси повсеместно. Они делались не только по установленному образцу, но и с учетом пожеланий заказчика: самых разных размеров, сувенирные, декорированные, в виде ваз, банок, рюмок, бочонков, шаров, звезд, сапог, поездов, пушек и даже дулей. Фантазии ремесленников не было предела. Самовары были очень дорогими, и только обеспеченные люди могли позволить себе такую покупку. В середине XIX века, во время царствования Николая I, средний самовар стоил от 5 до 7 рублей. По тем временам на эти деньги можно было купить корову.
В течение всего XIX века самовары делали из меди или из сплава на ее основе — латуни. Классическая латунь имеет соломенно-желтый цвет, похожий на золото. Когда в латуни меди было больше 80%, сплав приобретал характерный красноватый цвет. Такой сплав назывался томпак, а сам самовар, соответственно, томпаковым.
Форм самоваров, или, как говорили в народе, «фасонов», — десятки. Самым популярным был простой «самовар-банка». Далее по популярности шел «самовар-рюмка», который был заужен к низу. Именно такую форму имеет самовар из музейной коллекции.