Николай Васильевич Пирогов родился в 1872 году.
С 1892 по 1901 год учился в петербургской Академии художеств у баталиста и анималиста Павла Осиповича Ковалевского. Был членом-учредителем Нового общества художников — творческого объединения молодых живописцев, скульпторов и архитекторов Петрограда, существовавшего в 1903–1917 годах.
В конце 1901 года Николаю Васильевичу было присвоено звание художника за картину «Привоз жалованного колокола в государев вотчинный монастырь». Сейчас эта работа хранится в собрании Государственного музея изобразительных искусств Татарстана.
Недолгий творческий век Николая Васильевича Пирогова, который пришелся на первое десятилетие XX века, был связан с созданием картин и многочисленных рисунков для журналов «Лукоморье» и «Нива». Большинство из них имеют жанровую направленность. Зачастую важнейшим элементом таких изображений являлась русская тройка. В числе современников Пирогова, которые также мастерски разрабатывали эту тему, был его учитель по Академии художеств Павел Осипович Ковалевский.
Произведение «Возвращение с конской ярмарки» было представлено в 1914 году на посмертной выставке Пирогова, который скончался в 1913 году. Вскоре полотно было приобретено Музеем Академии художеств, а позднее, в 1919 году, передано в Псков.
Сюжет картины Пирогова выглядит как эпизод из реальной жизни. В центре — задняя часть телеги и колесо, которые находятся в движении. В верхней части полотна бегут три лошади. Слева вдали мчится всадник в красной рубахе на белой лошади. Справа на телеге сидит цыган в синем армяке. Фоном произведения является пейзаж с синей полоской леса по горизонту.
Работа выполнена размашистыми мазками, которые нанесены крупной кистью.
Такую технику также называют пастозной. В этом случае художник пишет плотными
мазками, которые создают рельефность. Такие пастозные мазки — в случае с
экспонатом в сочетании с плохо прокрашенным холстом — создают игру цвета и
фактуры. Ракурсы, которые выбрал живописец, акцентируют состояние обезумевших
от скачки лошадей на контрасте с фигурой мужчины, который опустил
голову и сидит в углу телеги. Композиция обрезана
по горизонтали.