Советский график и скульптор, заслуженный художник РСФСР Дмитрий Владимирович Горлов (1899–1988) был мастером декоративно-прикладного искусства и одним из основоположников отечественной анималистики. За свою жизнь Дмитрий Горлов освоил несколько профессий: он был сельским учителем, статистиком, наставником детей во Дворце пионеров — но в свободное время посвящал себя искусству.
Сделать окончательный выбор творческого пути Дмитрию Владимировичу Горлову помог Василий Алексеевич Ватагин. Профессор не выступал в роли ментора, не навязывал своих взглядов, но тем значительнее оказалось влияние его личного примера, поразительной скромности и любви к своей деятельности. Ватагин с Горловым познакомились еще в начале 1920-х годов, когда последний учился в Высших художественно-технических мастерских.
Всю свою творческую жизнь Дмитрий Владимирович Горлов посвятил изображению животных в рисунке, книжной иллюстрации, станковой скульптуре, фарфоре, детской игрушке. В анималистической игрушке, как и в скульптуре, мастер не стремился передать облик животного во всех подробностях. Однако даже в самых лаконичных образах он исходил из натуры, понимая обобщение не как механическое копирование деталей, а как пластическое объединение конструктивно важных объемов и линий.
Промежуточным этапом на его пути стала работа во Всесоюзном научно-экспериментальном институте игрушки в середине 1930-х годов. Дмитрий Горлов разработал более 100 образцов игрушек из дерева и папье-маше, многие из которых были с подвижными деталями. В 1943 году его назначили главным художником Гжельского керамического завода, где он создал модели фарфоровых скульптур животных. Многие из них производились потом на других фарфоровых предприятиях, в том числе на Ленинградском фарфоровом заводе имени Михаила Васильевича Ломоносова.
Дмитрий Владимирович Горлов постоянно
экспериментировал, расширял диапазон возможностей керамики. Он занимался
терракотовой скульптурой, статуэтками, керамическими многокрасочными панно,
настенными барельефами, декоративными изразцами. Художник принадлежал к числу
мастеров, в искусстве которого нашли отражение общечеловеческие ценности и
искренний призыв любить природу.