На жанровой картине «Русские мотивы» художница Наталья Жидко изобразила народную бытовую сцену, вероятно, относящуюся ко временам царя Алексея Михайловича. Эта картина, подаренная Варнавинскому музею Горьковским художественным училищем, является ее дипломным проектом. Больше об обстоятельствах создания полотна или его создательнице ничего не известно.
На этой картине в пространство простой деревенской избы Жидко поместила четыре фигуры девушек, одетых в русские народные костюмы XVI–XVII веков. Вероятнее всего, она изобразила традиционный русский девичник: последнюю предсвадебную встречу невесты и подруг, на которой происходило их ритуальное прощание.
На девичнике также происходил еще один ключевой ритуал всего свадебного обряда: расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты, это действие символизировало окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях считается, что расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». Подруги сначала заплетали невесте косу в последний раз, вплетая в нее косник, расшитую жемчугом и бисером ленту. Потом, причитая и плача, подруги в последний раз расплетали девичью косу, а косник невеста передавала младшей сестре или незамужней подружке.
У русского девичника давняя история: он упоминается в древних письменных памятниках и документах, включая «Повесть временных лет», «Русскую правду», «Устав Владимира Всеволодовича», «Заповеди митрополита Георгия», «Домострой». Также национальные свадебные обряды неоднократно описывались в заметках иностранных дипломатов, путешественников и торговцев. Основные черты традиционной русской свадьбы сохранялись вплоть до XVII века до решительных реформ Петра Первого, затронувших практически все области жизни.
В петровские времена русский свадебный обряд начал смешиваться с западными свадебными традициями. Быстрее европейские обычаи приживались в столичном Петербурге среди богатой знати, а большая часть общества, особенно крестьянство, продолжала следовать традиционному свадебному обычаю. Однако с течением времени и изменением социально-экономического положения, дворяне, зажиточное купечество, духовенство и мещане все быстрее отходили от исконных обрядов.
На этой картине в пространство простой деревенской избы Жидко поместила четыре фигуры девушек, одетых в русские народные костюмы XVI–XVII веков. Вероятнее всего, она изобразила традиционный русский девичник: последнюю предсвадебную встречу невесты и подруг, на которой происходило их ритуальное прощание.
На девичнике также происходил еще один ключевой ритуал всего свадебного обряда: расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты, это действие символизировало окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях считается, что расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». Подруги сначала заплетали невесте косу в последний раз, вплетая в нее косник, расшитую жемчугом и бисером ленту. Потом, причитая и плача, подруги в последний раз расплетали девичью косу, а косник невеста передавала младшей сестре или незамужней подружке.
У русского девичника давняя история: он упоминается в древних письменных памятниках и документах, включая «Повесть временных лет», «Русскую правду», «Устав Владимира Всеволодовича», «Заповеди митрополита Георгия», «Домострой». Также национальные свадебные обряды неоднократно описывались в заметках иностранных дипломатов, путешественников и торговцев. Основные черты традиционной русской свадьбы сохранялись вплоть до XVII века до решительных реформ Петра Первого, затронувших практически все области жизни.
В петровские времена русский свадебный обряд начал смешиваться с западными свадебными традициями. Быстрее европейские обычаи приживались в столичном Петербурге среди богатой знати, а большая часть общества, особенно крестьянство, продолжала следовать традиционному свадебному обычаю. Однако с течением времени и изменением социально-экономического положения, дворяне, зажиточное купечество, духовенство и мещане все быстрее отходили от исконных обрядов.