Рушник представляет собой изделие глубоко символичное, многозначное. Он не только украшал повседневный быт людей, но и являлся напоминанием о связях, которые соединяли каждого человека с его предками. Узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях.
Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение. Обыденные предметы вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные, то есть защитные свойства. Создавались они исключительно днем, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Они использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Их никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.
Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которая имеет сейчас негативное значение, то раньше так путникам желали счастливого пути. А связано это было с особыми, подорожными рушниками. Они были небольшие, со скромной вышивкой, и давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправлялся в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание легкого пути и скорого возвращения.
На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник. На нем ребенка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы или даже до похорон. После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении. Эти предметы быта использовали и для того, чтобы нести гроб. Кроме того, их вешали на могильный крест.
На Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником. Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, они были похожи на хлебосольные рушники, но отличались орнаментом: часто присутствовали аббревиатура ХВ (Христос воскресе) и символы яйца.
«Божником» называли рушник, которым обрамляли иконы. Свадебных рушников насчитывалось около 40. Однако главными считались всего пять видов: родительский, союзный, «божник», венчальный и хлебосольный рушники.
Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение. Обыденные предметы вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные, то есть защитные свойства. Создавались они исключительно днем, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Они использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Их никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.
Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которая имеет сейчас негативное значение, то раньше так путникам желали счастливого пути. А связано это было с особыми, подорожными рушниками. Они были небольшие, со скромной вышивкой, и давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправлялся в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание легкого пути и скорого возвращения.
На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник. На нем ребенка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы или даже до похорон. После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении. Эти предметы быта использовали и для того, чтобы нести гроб. Кроме того, их вешали на могильный крест.
На Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником. Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, они были похожи на хлебосольные рушники, но отличались орнаментом: часто присутствовали аббревиатура ХВ (Христос воскресе) и символы яйца.
«Божником» называли рушник, которым обрамляли иконы. Свадебных рушников насчитывалось около 40. Однако главными считались всего пять видов: родительский, союзный, «божник», венчальный и хлебосольный рушники.