Украшения — неотъемлемая часть традиционной культуры хантов и манси. По техническому исполнению бисерные украшения разделяются на вышитые и плетеные или нанизанные. Вышивкой бисером мастера украшали одежду, головные уборы, обувь, пояса, рукавицы, охотничьи маски. Создавались накосные, нагрудные и налобные украшения.
Обычно бисером вышивали полосы из ткани, которые затем нашивали на одежду. Применялась различная плотность и техника нашивки. Так, например, разноцветные бисерины пришивали в виде строчки или орнамента, кроме того, стежком с двумя-тремя нанизанными бисеринами, крестом из пяти бисерин.
В технике бисерного плетения в XIX–XX столетиях делали съемные украшения. В качестве нашейных украшений использовались и простые бисерные низки, к которым крепились крестики. В конце XX века из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны.
Вышивка и плетение бисером относятся к наиболее распространенным художественным промыслам. Они широко использовались в декоративно-прикладном искусстве обских угров. В культуру этих народов данная традиция проникла около X–XIII вв. н. э., возможно, из Средней Азии. На территории Югры эти занятия были распространены среди хантов и манси повсеместно, но при этом для каждой локальной группы были характерны свои приемы и определенный набор бисерных изделий.
Орнамент под названием «заячьи ушки» применялся для украшения детских вещей, так как по мифологии хантов считается, что зайчиха — это лесной женский дух, который связан с плодородием. Классическими цветами украшений считались синий, белый, а также красный. Цвет всегда был наполнен глубоким содержанием и имел большое значение: белый цвет — добро, удача, благополучие, красный — тепло, солнце, голубой — небо.
В настоящее время наиболее распространено бисерное плетение, основу которого составляет ромбическая ячейка из четырех или восьми бисерин. Розеточная основа этой техники позволяет вести плетение в разных направлениях и создавать прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты из бисера разных цветов.
Обычно бисером вышивали полосы из ткани, которые затем нашивали на одежду. Применялась различная плотность и техника нашивки. Так, например, разноцветные бисерины пришивали в виде строчки или орнамента, кроме того, стежком с двумя-тремя нанизанными бисеринами, крестом из пяти бисерин.
В технике бисерного плетения в XIX–XX столетиях делали съемные украшения. В качестве нашейных украшений использовались и простые бисерные низки, к которым крепились крестики. В конце XX века из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны.
Вышивка и плетение бисером относятся к наиболее распространенным художественным промыслам. Они широко использовались в декоративно-прикладном искусстве обских угров. В культуру этих народов данная традиция проникла около X–XIII вв. н. э., возможно, из Средней Азии. На территории Югры эти занятия были распространены среди хантов и манси повсеместно, но при этом для каждой локальной группы были характерны свои приемы и определенный набор бисерных изделий.
Орнамент под названием «заячьи ушки» применялся для украшения детских вещей, так как по мифологии хантов считается, что зайчиха — это лесной женский дух, который связан с плодородием. Классическими цветами украшений считались синий, белый, а также красный. Цвет всегда был наполнен глубоким содержанием и имел большое значение: белый цвет — добро, удача, благополучие, красный — тепло, солнце, голубой — небо.
В настоящее время наиболее распространено бисерное плетение, основу которого составляет ромбическая ячейка из четырех или восьми бисерин. Розеточная основа этой техники позволяет вести плетение в разных направлениях и создавать прямолинейные ленточные и медальонные орнаменты из бисера разных цветов.