Конь — один из самых популярных сюжетов декоративно-прикладного искусства во всем мире. У древнего населения Прикамья существовал культ коня начиная с ананьинской культуры, которая датируется IX–III веками до нашей эры. Его изображения часто встречаются на жертвенных комплексах и костищах Верхнего Прикамья. Данная костяная рукоять с изображением головы лошади была найдена в мужском погребении Плёсинского могильника в Коми-Пермяцком округе 60 лет назад.
Конь в мифологии финно-угров — это священное животное бога солнца, символ света, радости, удачи и обновления природы. У народа манси известен старинный миф о том, как Землю не поделили семеро сыновей «Белого старика», верховного бога Нуми-Торума. Братья начали воевать друг с другом, и сам творец спустился на Землю, чтобы установить порядок. Он сказал сыновьям, что главным среди них и над всеми людьми станет тот, кто первым на рассвете подъедет к его небесному дворцу, возле которого пасутся вольные лошади, и привяжет коня к серебряному столбу.
Самым ловким и быстрым оказался младший сын бога — всадник Мир-Сусне-Хум, «за миром наблюдающий человек». Он и стал покровителем людей и посредником между мирами живых и мертвых. Верный спутник молодого бога, конь, стал главным священным животным, изображения которого призваны умилостивить бога. С развитием земледелия и сельского хозяйства значение лошади возросло еще больше.
В легендах удмуртов есть лучезарное существо «бурдо-вал» — это конь, у которого по ночам появляются огромные крылья. Хозяину было запрещено их видеть, поэтому он должен был свистом предупредить коня о своем приближении. Однажды человек забыл это сделать, и крылья у бурдо-вала пропали навсегда. Коми-пермяки верили в сказание о богатыре Пере, который поднимался к высшему божеству Ену, богу солнца, на могучем серебряном коне.
Образ коня часто встречается на оберегах, амулетах, а также личных предметах: рукоятях, костяных гребнях, биконьковых шумящих подвесках. Большинство предметов найдено не в ходе археологических раскопок, а в качестве так называемых кладов или в виде одиночных случайных находок, что говорит об их популярности в быту.
Конь в мифологии финно-угров — это священное животное бога солнца, символ света, радости, удачи и обновления природы. У народа манси известен старинный миф о том, как Землю не поделили семеро сыновей «Белого старика», верховного бога Нуми-Торума. Братья начали воевать друг с другом, и сам творец спустился на Землю, чтобы установить порядок. Он сказал сыновьям, что главным среди них и над всеми людьми станет тот, кто первым на рассвете подъедет к его небесному дворцу, возле которого пасутся вольные лошади, и привяжет коня к серебряному столбу.
Самым ловким и быстрым оказался младший сын бога — всадник Мир-Сусне-Хум, «за миром наблюдающий человек». Он и стал покровителем людей и посредником между мирами живых и мертвых. Верный спутник молодого бога, конь, стал главным священным животным, изображения которого призваны умилостивить бога. С развитием земледелия и сельского хозяйства значение лошади возросло еще больше.
В легендах удмуртов есть лучезарное существо «бурдо-вал» — это конь, у которого по ночам появляются огромные крылья. Хозяину было запрещено их видеть, поэтому он должен был свистом предупредить коня о своем приближении. Однажды человек забыл это сделать, и крылья у бурдо-вала пропали навсегда. Коми-пермяки верили в сказание о богатыре Пере, который поднимался к высшему божеству Ену, богу солнца, на могучем серебряном коне.
Образ коня часто встречается на оберегах, амулетах, а также личных предметах: рукоятях, костяных гребнях, биконьковых шумящих подвесках. Большинство предметов найдено не в ходе археологических раскопок, а в качестве так называемых кладов или в виде одиночных случайных находок, что говорит об их популярности в быту.