На фотографии запечатлен обряд поминания «старых» у коми-пермяков. На опушке леса женщины разного возраста в белых платках, разноцветных платьях и пиджаках. Одни стоят на коленях и читают молитвы, другие сидят и едят, пьют, поминают «старых» — давно умерших предков, которых они никогда не знали.
«Культ старых» — это почитание народа пращуров, на языке коми — «важ отир». Слово «важ» переводят как «старый», но также это «древний» и «прежний». Словом «важ» коми-пермяки называют древнее население Верхнего Прикамья, которое исчезло с приходом «нового» (виль), «нашего» (миян) народа. «Старый» народ еще называют «иным», «прежним» и — чаще всего — «чудью».
Чудь — это общее древнерусское название, которое объединяет несколько племен прибалтийско-финской группы: корела, ижора, водь, сумь, весь, эсты. Название происходит от того, что людям эти племена казались чудными, чужими, главным образом из-за их языка и обычаев. Впервые в документах чудь упоминается в «Повести временных лет» 859 года.
Раз в году, на Русальную или Троицкую неделю, которая выпадает на июнь, субботним утром после общепоминального четверга, Семика, коми-пермяки отправляются на «важ местаэз» — особое «древнее» место. Помолившись по христианскому ритуалу, они угощают друг друга, вспоминают своих давних предков, о которых слышали в преданиях, подносят им дары: платки, пояса, деньги. Люди приглашают духов разделить с ними трапезу, просят не обижаться, не сердиться, даже если потомки в чем-то провинились перед ними. Главная просьба к предкам — дать людям и скоту здоровье, а также хороший урожай, мир и счастье.
Коми-пермяки верили, что «старые» народы обладают сверхъестественной силой, могут напускать мыжу — порчу, кару — на живых, если они забывают, не чтят или оскорбляют их память, например раскапывая старые захоронения. В болезнях, пожарах или внезапном падеже скота чаще всего обвиняли «старых». «Важжез мыжйисȍ, старые покарали», — объясняли беду коми-пермяки и шли к знахарю, чтобы узнать имя карателя и вымолить прощение. Обряд «Культ старых» — это разновидность культа предков, попытка разгадать тайну загробной жизни, вера в бессмертие, которая в той или иной степени сохранилась до сих пор во многих религиях.
«Культ старых» — это почитание народа пращуров, на языке коми — «важ отир». Слово «важ» переводят как «старый», но также это «древний» и «прежний». Словом «важ» коми-пермяки называют древнее население Верхнего Прикамья, которое исчезло с приходом «нового» (виль), «нашего» (миян) народа. «Старый» народ еще называют «иным», «прежним» и — чаще всего — «чудью».
Чудь — это общее древнерусское название, которое объединяет несколько племен прибалтийско-финской группы: корела, ижора, водь, сумь, весь, эсты. Название происходит от того, что людям эти племена казались чудными, чужими, главным образом из-за их языка и обычаев. Впервые в документах чудь упоминается в «Повести временных лет» 859 года.
Раз в году, на Русальную или Троицкую неделю, которая выпадает на июнь, субботним утром после общепоминального четверга, Семика, коми-пермяки отправляются на «важ местаэз» — особое «древнее» место. Помолившись по христианскому ритуалу, они угощают друг друга, вспоминают своих давних предков, о которых слышали в преданиях, подносят им дары: платки, пояса, деньги. Люди приглашают духов разделить с ними трапезу, просят не обижаться, не сердиться, даже если потомки в чем-то провинились перед ними. Главная просьба к предкам — дать людям и скоту здоровье, а также хороший урожай, мир и счастье.
Коми-пермяки верили, что «старые» народы обладают сверхъестественной силой, могут напускать мыжу — порчу, кару — на живых, если они забывают, не чтят или оскорбляют их память, например раскапывая старые захоронения. В болезнях, пожарах или внезапном падеже скота чаще всего обвиняли «старых». «Важжез мыжйисȍ, старые покарали», — объясняли беду коми-пермяки и шли к знахарю, чтобы узнать имя карателя и вымолить прощение. Обряд «Культ старых» — это разновидность культа предков, попытка разгадать тайну загробной жизни, вера в бессмертие, которая в той или иной степени сохранилась до сих пор во многих религиях.