Копоушка — это старинный предмет личной гигиены. Ее использовали для того, чтобы почесать ушную раковину, а также для очищения уха от излишков серы. Копоушка была популярной туалетной принадлежностью в Азии и Восточной Европе с VIII века до н. э. Известны и другие ее названия: ухочистка, уховертка и японский вариант — мимикаки. Копоушку можно найти и сегодня в маникюрном наборе, а ее одноразовый аналог — это ватные палочки.
Копоушка состоит из трех основных частей: рабочая лопатка-ложечка для ухода за ушной раковиной, стержень и декоративный элемент на конце. Навершия копоушек дополняли миниатюрными фигурками птиц, драконов, людей, а также цветочными и геометрическими орнаментами. Часто на копоушках были сквозные отверстия, чтобы носить их как украшения. Копоушки вплетали в косы и подвешивали на пояс как амулеты и обереги, считая, что их перезвон защищает от злых духов.
В разных странах копоушки делали из дерева, стекла, бронзы, китового уса, слоновой и черепаховой кости, рогов животных и бамбука. Реже встречались золотые и серебряные изделия. Они могли быть плоские и круглые, трех-четырех-пяти- и шестигранные, прямые и закругленные. Благодаря большому разнообразию копоушки привлекают внимание коллекционеров.
Копоушка из собрания Коми-Пермяцкого краеведческого музея была найдена на западном склоне Кудымкарского городища, памятника Родановской культуры IX–XV веков. Она поступила в музей в 1931 году от И.К. Кудымова, жителя села Кудымкар. Копоушка выполнена из кости, на ее противоположной стороне сделана широкая плоская рукоятка с декоративными насечками и отверстиями. У древних коми-пермяков, живущих по рекам Иньва, Кама, Обва, копоушки бытовали с IX по XIII век. На городищах родановской культуры таких изделий найдено более двух десятков.
Для Древней Руси существует еще одна версия назначения копоушки. Поговорка «Несолоно хлебавши» напоминает об эпохе, когда соль была диковинным и дорогим продуктом. Возможно, ложечка-копоушка служила для того, чтобы отмерять себе скромную порцию соли.
Копоушка состоит из трех основных частей: рабочая лопатка-ложечка для ухода за ушной раковиной, стержень и декоративный элемент на конце. Навершия копоушек дополняли миниатюрными фигурками птиц, драконов, людей, а также цветочными и геометрическими орнаментами. Часто на копоушках были сквозные отверстия, чтобы носить их как украшения. Копоушки вплетали в косы и подвешивали на пояс как амулеты и обереги, считая, что их перезвон защищает от злых духов.
В разных странах копоушки делали из дерева, стекла, бронзы, китового уса, слоновой и черепаховой кости, рогов животных и бамбука. Реже встречались золотые и серебряные изделия. Они могли быть плоские и круглые, трех-четырех-пяти- и шестигранные, прямые и закругленные. Благодаря большому разнообразию копоушки привлекают внимание коллекционеров.
Копоушка из собрания Коми-Пермяцкого краеведческого музея была найдена на западном склоне Кудымкарского городища, памятника Родановской культуры IX–XV веков. Она поступила в музей в 1931 году от И.К. Кудымова, жителя села Кудымкар. Копоушка выполнена из кости, на ее противоположной стороне сделана широкая плоская рукоятка с декоративными насечками и отверстиями. У древних коми-пермяков, живущих по рекам Иньва, Кама, Обва, копоушки бытовали с IX по XIII век. На городищах родановской культуры таких изделий найдено более двух десятков.
Для Древней Руси существует еще одна версия назначения копоушки. Поговорка «Несолоно хлебавши» напоминает об эпохе, когда соль была диковинным и дорогим продуктом. Возможно, ложечка-копоушка служила для того, чтобы отмерять себе скромную порцию соли.