Советский живописец Алексей Михайлович Грицай (1914–1998) родился в Санкт-Петербурге. В период с 1930 по 1932 год он учился в студии художника Савелия Моисеевича Зайденберга, сразу после поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Он не был знаком с художественными тонкостями, на экзамене рисовал старательно и наивно — и сам был удивлен, когда его приняли.
В институте Алексей Михайлович обучался у советских живописцев Семёна Львовича Абугова, Василия Николаевича Яковлева, Исаака Израилевича Бродского. Из мастерской последнего он и выпустился в 1939 году. С самых первых дней Великой Отечественной войны Алексей Михайлович Грицай воевал на передовой. Несмотря на тяжелые условия, в короткие минуты отдыха он работал над своими картинами, часто используя вместо красок обычный карандаш.
Художник рисовал все, что видел. Позже он говорил, что его творческую судьбу во многом определила суровая школа фронтовой жизни, которая укрепила в нем чувство родной земли, позволила отыскать в природе свое, личное, отвечающее глубочайшим инстинктам и свойствам характера.
В 1946 году состоялся дебют Алексея Грицая на Всесоюзной художественной выставке, где он предстал как пейзажист-лирик. В это же время художник обратился к жанровой картине и портрету, однако вершиной его творчества стал именно лирический пейзаж.
С теплотой и любовью Алексей Михайлович писал леса и луга, поля и реки — все, что дорого и близко каждому русскому человеку. Ему были интересны все пейзажные мотивы — и половодье на Оке, и цветущая ива над рекой, и пасущиеся стада на выжженных солнцем лугах. Через все творчество художника прошла тема весны.
Картину «Ручей» из экспозиции Горловского
художественного музея отличают мягкие, нежные краски. В разнообразии оттенков
серо-голубого, серебристо-перламутрового Алексей Михайлович Грицай передал
очарование весеннего леса, молодых берез — любимого художником мотива. Автор
живописного полотна говорил: