В коллекции Шелтозерского вепсского этнографического музея имени Рюрика Петровича Лонина хранится старинный рожок — инструмент, который пастух использовал главным образом для подачи сигналов.
Сигналы рожка разносились на далекие расстояния. При помощи рожка пастух собирал стадо — утром и вечером, на дневную дойку, на водопой. Звук рожка заставлял животных идти в определенном направлении. Рожок звучал и в случае опасности. Для любой команды существовал свой наигрыш. Крестьяне верили, что с помощью рожка пастух общался с лешим — хозяином леса, с которым он, согласно верованиям вепсов, заключал договор перед началом летнего выпаса. Договор предполагал помощь лешего в пастьбе скота и подношение ему даров.
В суровом климате Карелии пастушество было не просто сезонным занятием, но и целым искусством. При отсутствии луговых пастбищ и ценности каждой скотины во дворе выпас стада требовал от пастуха мастерства и даже владения некоторыми магическими приемами. Деревня нанимала пастуха на целое лето за плату и его содержание. Старались найти на эту должность «чужого» — пришлого из другой деревни. Предпочтение отдавали сильным молодым мужчинам, сведущим в магии: считалось, что такой пастух может оберегать стадо от диких лесных зверей и сглаза. Пастушью трубу (torvi) или берестяной рожок (liru) пастух изготавливал в двух вариантах: один для ежедневной пастьбы, другой для совершения различных обрядов (первого «отпуска», то есть выгона, стада, лечения заболевшей скотины и пр.). Никому, кроме самого пастуха, нельзя было притрагиваться к пастушьему рожку и уж тем более играть на нем.