До XIX века частью каждой еврейской общины было святое братство, хевра кадиша. Оно появилось как признак оседлой жизни, вместе с постоянной синагогой и кладбищем. В обязанности хевра кадиша входила забота о больных, предоставление ночлега путникам, помощь беднякам, а также организация похорон и установка надгробий.
По иудейской традиции на могилах устанавливали надгробия, которые почитали как святыни. В них сочетались оригинальность и традиционность стиля, богатство декора и разнообразие символики. По надгробиям изучают еврейскую эпиграфику — науку о надписях на камне, — а также историю еврейского искусства.
Основной тип надгробий — стелы или мацевы, вертикальные каменные плиты. «Стела» в переводе с греческого означает «столб», искусство ее создания известно со времен бронзового века, 5 тысяч лет. Разнообразие стел зависит от материала, религии, обрядов и назначения. В тематике скульптурных рельефов на надгробиях народ выражал свои представления об устройстве мира, духовности и эмоциональности.
Изображения на иудейских надгробиях повторяют рисунки пинкасов — актовых книг еврейской общины, — а также символику амулетов против злых духов, прежде всего Лилит и Аграт бат-Махаллат. Лаконичный язык знаков передавал кастовую и родовую принадлежность умершего. Так, древние музыкальные инструменты или кувшин изображали на могиле левита, потомка рода Леви, а стадо без пастуха — на могиле раввина.
Руки над горящими свечами или только свечи в субботних подсвечниках изображали над могилами женщин, поскольку зажигать огонь во время домашних обрядов было их сакральной обязанностью. Открытая книга могла быть на могиле автора религиозных сочинений. Гусиное перо, отдельно или в руке — на могиле переписчика священных текстов, ножницы означали портного, цепочка или другие украшения — ювелира.
Своя символика была и у смерти, ее обозначали разбитым сосудом или лодкой, надломленной свечой, перевернутым погасшим светильником, упавшей короной, сломанной веткой. Эпитафия благодаря эмоционально-выразительному начертанию еврейских букв часто становилась основным декоративным элементом надгробия.
По иудейской традиции на могилах устанавливали надгробия, которые почитали как святыни. В них сочетались оригинальность и традиционность стиля, богатство декора и разнообразие символики. По надгробиям изучают еврейскую эпиграфику — науку о надписях на камне, — а также историю еврейского искусства.
Основной тип надгробий — стелы или мацевы, вертикальные каменные плиты. «Стела» в переводе с греческого означает «столб», искусство ее создания известно со времен бронзового века, 5 тысяч лет. Разнообразие стел зависит от материала, религии, обрядов и назначения. В тематике скульптурных рельефов на надгробиях народ выражал свои представления об устройстве мира, духовности и эмоциональности.
Изображения на иудейских надгробиях повторяют рисунки пинкасов — актовых книг еврейской общины, — а также символику амулетов против злых духов, прежде всего Лилит и Аграт бат-Махаллат. Лаконичный язык знаков передавал кастовую и родовую принадлежность умершего. Так, древние музыкальные инструменты или кувшин изображали на могиле левита, потомка рода Леви, а стадо без пастуха — на могиле раввина.
Руки над горящими свечами или только свечи в субботних подсвечниках изображали над могилами женщин, поскольку зажигать огонь во время домашних обрядов было их сакральной обязанностью. Открытая книга могла быть на могиле автора религиозных сочинений. Гусиное перо, отдельно или в руке — на могиле переписчика священных текстов, ножницы означали портного, цепочка или другие украшения — ювелира.
Своя символика была и у смерти, ее обозначали разбитым сосудом или лодкой, надломленной свечой, перевернутым погасшим светильником, упавшей короной, сломанной веткой. Эпитафия благодаря эмоционально-выразительному начертанию еврейских букв часто становилась основным декоративным элементом надгробия.