Ктубба из коллекции Российского этнографического музея — это еврейский брачный договор от 12 адара 5476 года, или 6 марта 1716 года. В этот день были помолвлены Хайим, сын Менахема Массарата, и Рика, дочь Аарона Шалома. Согласно брачному контракту, муж брал на себя обязательства по содержанию жены, обеспечению ее кровом, едой и одеждой, как и полагается «достойным еврейским мужьям». В случае развода или смерти мужа ктубба гарантировала жене оговоренную денежную сумму.
Несмотря на практичный характер ктуббы, она написана поэтичным языком. Традиция украшать ктуббу красочным орнаментом, иллюстрациями, цитатами из священных книг и знаками зодиака превратила ее в предмет графического искусства. Декоративное оформление ктуббы Хайима и Рики сделано в стиле венецианской школы.
Супружеская жизнь в еврейской традиции всегда считалась естественным нравственным состоянием человека. Старая поговорка гласит: «Холостой человек живет без радости, без благословения и без счастья, без Торы, без защиты, без мира». Как и у многих народов, организацией еврейской свадьбы занимались свахи. Жених и невеста не имели права голоса в течение всего предсвадебного периода, а иногда они впервые встречались только на церемонии.
Еврейская свадьба традиционно состояла из двух этапов: обручения киддушин и бракосочетания ниссуин. Частью помолвки был особый ритуал, тенайим, — сговор между сторонами жениха и невесты. Он означал согласие на брак и на все условия проведения свадьбы. Тенайим заканчивался рукопожатием, накрытым столом и символическим разбиванием сосуда. Старшие из рода жениха и невесты составляли документ, который официально и публично закреплял намерения молодых. Эта бумага и называлась ктуббой.
Текст ктуббы зачитывали вслух после того, как жених в присутствии двух свидетелей надевал кольцо на палец невесты. Пара в этот момент находилась под хупой, специальным свадебным балдахином, а рядом присутствовали только самые близкие родственники. Услышать текст ктуббы на свадьбе считалось большой честью для гостей. Ктубба была важным документом, и в случае ее утраты супругам запрещали жить вместе, пока не будет составлен новый договор.
Несмотря на практичный характер ктуббы, она написана поэтичным языком. Традиция украшать ктуббу красочным орнаментом, иллюстрациями, цитатами из священных книг и знаками зодиака превратила ее в предмет графического искусства. Декоративное оформление ктуббы Хайима и Рики сделано в стиле венецианской школы.
Супружеская жизнь в еврейской традиции всегда считалась естественным нравственным состоянием человека. Старая поговорка гласит: «Холостой человек живет без радости, без благословения и без счастья, без Торы, без защиты, без мира». Как и у многих народов, организацией еврейской свадьбы занимались свахи. Жених и невеста не имели права голоса в течение всего предсвадебного периода, а иногда они впервые встречались только на церемонии.
Еврейская свадьба традиционно состояла из двух этапов: обручения киддушин и бракосочетания ниссуин. Частью помолвки был особый ритуал, тенайим, — сговор между сторонами жениха и невесты. Он означал согласие на брак и на все условия проведения свадьбы. Тенайим заканчивался рукопожатием, накрытым столом и символическим разбиванием сосуда. Старшие из рода жениха и невесты составляли документ, который официально и публично закреплял намерения молодых. Эта бумага и называлась ктуббой.
Текст ктуббы зачитывали вслух после того, как жених в присутствии двух свидетелей надевал кольцо на палец невесты. Пара в этот момент находилась под хупой, специальным свадебным балдахином, а рядом присутствовали только самые близкие родственники. Услышать текст ктуббы на свадьбе считалось большой честью для гостей. Ктубба была важным документом, и в случае ее утраты супругам запрещали жить вместе, пока не будет составлен новый договор.